Классики русской литературы на Ставрополье

 

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

 

А.С. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В историю русской культуры он вошел как талантливый поэт, драматург, дипломат, музыкант.

Получив хорошее домашнее образование, Грибоедов поступил в Московский университет, где учился на словесном, юридическом и физико-математическом факультетах.

Когда началась Отечественная война 1812 года, охваченный патриотическим чувством, Грибоедов ушел защищать Отечество.

После окончания войны служил в Коллегии иностранных дел, где подружился с поэтами А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбеке­ром, П.А. Катениным, известным общественным деятелем П.Я. Чаадаевым. Грибоедов общался с будущими декабрис­тами А.А. Бестужевым, А.И. Одоевским, А.И. Якубовским, братьями Муравьевыми.

В 1818 году был назначен секретарем русской миссии в Пер­сию. В начале следующего года отправился из Петербурга на Кав­каз, в Тифлис. В конце января 1819 года оказался в Ставрополе, тогда уездном городе Кавказской губернии. К сожалению, до нас не дошли путевые заметки Грибоедова, которые он постоянно вел и где, очевидно, было отражено впечатление о ставропольской действительности.

Из Тифлиса Грибоедов последовал в Персию, в Тавриз, где служил секретарем посольства. Этот период своей жизни он назвал «прозябанием в дипломатическом монастыре».

В 1822 году А.С. Грибоедов был отозван в Тифлис в ставку главного командующего русскими войсками Алексея Петровича Ермолова, где должен был служить по дипломатической части. Здесь он написал два действия комедии «Горе от ума», которая уже тогда в списках начала свой путь с Кавказа по всей России.

В 1823 году А.С. Грибоедов едет в Москву, по пути вновь остановившись в Ставрополе, получившем официальный статус столицы Кавказской области. Здесь он встретился со сподвижником ге­нерала А.П. Еромолова П.Д. Горчаковым, которому в дальнейшем пришлось одному из первых принимать ссылаемых на Кавказ декабристов. Он проявил по отношению к ним сострадание и заботу. По утверждению известного краеведа А.В. Попова, именно Горча­кову Грибоедов читал свою незаконченную комедию «Горе от ума».

Весной 1825 году в Киеве Грибоедов встретился с декабриста­ми Южного общества: Муравьевым, Бестужевым-Рюминым и дру­гими. Готовя план восстания, они хотели через Грибоедова завя­зать связь с Ермоловым и склонить его на свою сторону. Но Гри­боедов отказался от такого поручения, так как, признавая справед­ливость дела декабристов, не разделял их надежду путем военно­го переворота добиться свержения самодержавия. В конце сен­тября 1825 года Грибоедов приехал на Кавказ.

Когда Ермолов отправился в поход в Чечню, Грибоедов поехал с ним, в конце января они прибыли в крепость Грозную.

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов. После его подавления по делу декабристов была назначена следственная комиссия. 22 января 1826 года в крепости Грозный Грибоедов был арестован. Дружески относившийся к нему Ермолов тайно предупредил его о готовящемся аресте, и Грибое­дов успел сжечь некоторые бумаги. Около четырех месяцев про­вел он под арестом. На допросах отрицал свою принадлежность к декабристам, последние тоже доказывали, что Грибоедов не был членом тайного общества.

Показания Грибоедова и друзей-декабристов привели к тому, что он был освобожден. Грибоедов полностью разделял полити­ческие и общественные взгляды декабристов, хотя и не верил в успех их движения, оторванного от народных масс.

В Тифлис Грибоедов вернулся в то время, когда главнокомандующим на Кавказе вместо уволенного в отставку Ермолова был назначен Паскевич, родственник Грибоедова.

В это время шла война России с Персией. Грибоедов находил­ся при армии. Когда в 1828 году война закончилась, Грибоедов по поручению Паскевича вел переговоры о мире. Опытный дипломат, Грибоедов много сделал для выработки выгодных для России ус­ловий мира. Паскевич, оценив деятельность Грибоедова, отправил его в Петербург с донесением о заключенном в Туркманчае мир­ном договоре.

Назначенный послом, Грибоедов вновь должен был ехать в Персию. Это не только удаляло его от родины, но и подвергало большой опасности ввиду той ненависти, которую питало к нему персидское правительство, видевшее в нем виновника невыгодного договора. В тяжелом настроении покидал Грибоедов Петербург.

25 июня 1828 года он прибыл в Ставрополь. Здесь прожил несколько дней, о чем писал в своем письме Булгарину. В Ставропольском государственном архиве хранится редкий документ - под­линник письма из Министерства иностранных дел генерал-губернатору ГА. Емануэлю по поводу проезда А.С. Грибоедова через Ставрополь: «Милостивый государь Григорий Арсеньевич! Госу­дарю императору благоугодно было назначить Полномочным Ми­нистром при Тегеранском Дворе Статского Советника Грибоедова... Отправляясь ныне к своему посту, долгом считаю рекомендовать его Вашему Превосходительству, покорнейше прося Вас оказать ему всё зависящее от Вас пособия безостановочного продолжения пути к месту его назначения...».

Это был последний проезд А.С. Грибоедова через Ставрополь.

По пути в Персию он остановился в Тифлисе и женился на дочери свободолюбивого поэта Грузии Александра Чавчавадзе - Нине, девушке, которую давно любил.

В начале сентября 1828 года русское посольство выехало в Персию. Два месяца Грибоедов провел в Тавризе в переговорах о выполнении условий заключенного договора. Переговоры затягивались. Необходимо было ехать в Тегеран, столицу Персии. Оставив жену в Тавризе, Грибоедов выехал в Тегеран и прибыл туда к ново­му году.

Настойчивые требования Грибоедова точно выполнять статьи мирного договора вызвали сильное противодействие и недоволь­ство персидского правительства. Враждебное отношение к русско­му посольству поддерживалось послом Англии, опасавшейся влия­ния России в Персии. Подстрекаемые сановниками, муллы обра­тились к народу с призывом расправиться с русским послом. Рас­свирепевшая толпа начала разгром здания русского посольства. Состав посольства во главе с Грибоедовым и казаки, состоявшие в охране, несмотря на мужественное сопротивление, не могли ус­тоять против многочисленной толпы и погибли. Всего было убито тридцать семь человек. Спасся только секретарь посольства, ко­торый и оставил описание последних дней жизни Грибоедова. Эта трагедия произошла 30 января 1829 года.

Останки Грибоедова, перевозившиеся в Тифлис, встретил Пушкин, ехавший в Арзрум. «Я переехал реку, - рассказывает в путе­вых очерках «Путешествие в Арзрум». - Два вола, запряженные в арбу, подымались на крутую дорогу. Несколько грузин сопровож­дали арбу. «Откуда вы? - спросил я их. - «Из Тегерана». - «Что вы везете?» - «Грибоедова». - Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».

Грибоедов был похоронен по завещанию поэта в монастыре святого Давида. На памятнике, поставленном на могиле,- надпись,

составленная его женой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?».

В памяти современников Грибоедов остался как человек мужественный, деятельный, талантливый. Он не боялся обращаться к Николаю I с просьбой о смягчении наказания сосланных в Си­бирь декабристов, просил о переводе их на Кавказ. Благодаря Грибоедову-дипломату, был заключен Туркманчайский мирный дого­вор на выгодных для России условиях. Современники высоко це­нили Грибоедова-поэта, драматурга, пианиста, композитора. Его вальсы звучали в домах людей, понимавших и любивших музыку.

А.С. Грибоедов, передовой человек своего времени, разделяв­ший взгляды декабристов, осуждал колонизаторскую политику цар­ского правительства на Кавказе. Он говорил о необходимости раз­вития промышленности, сельского хозяйства, просвещения, куль­туры в этом богатом, многонациональном крае.

Грибоедов был связан дружескими узами со многими деятеля­ми литературы и искусства Кавказа - Чавчавадзе, Орбелиани, Дадашвили, Ахундовым и многими другими.

Кавказ сыграл большую роль в творческой жизни А.С. Грибое­дова. Созданию образа Александра Андреевича Чацкого, главного героя комедии «Горе от ума», во многом способствовали кавказс­кие впечатления драматурга: встречи и беседы с мятежными людь­ми, декабристами. В условиях кавказской действительности чув­ствовали себя свободно и, не боясь, открыто говорили о крепост­ном праве, критиковали самодержавно-бюрократический строй Рос­сии.

Чацкий - передовой человек своей эпохи, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосозна­ние русского народа, стали возникать и развиваться тайные поли­тические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравствен­ным убеждениям.

Лишившись в детстве отца, Чацкий вырос в доме высокопоставленного чиновника Фамусова. В детстве воспитывался и учился вместе с его дочерью Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернеров. Рамки комедии не дали воз­можности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чац­кий. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»). Он был на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за гра­ницей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впе­чатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой предохранили Чацкого присущие ему качества: лю­бовь к родине, ее народу, критическое отношение к окружающей действительности, независимость взглядов, чувство личного и на­ционального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали ее в старые годы. Он нашел тот же дух угнетения, подавления личнос­ти, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, бор­ца за идею - с обществом дворян-крепостников было неизбежно. Это столкновение принимает всё более ожесточенный характер. Оно осложняется личной драмой Чацкого - он любит Софью, а она предпочитает ему холопствующего чиновника Молчалина, в кото­ром потом разочаровывается. Чацкий вступает в борьбу с Фаму­совым и его окружением. В речах героя - полная противополож­ность его воззрений фамусовской Москве.

Если Фамусов, высокопоставленный чиновник, бюрократ и по­мещик, владелец крепостных душ, защищает устои самодержавно-крепостнического общества, то Чацкий с позиций декабристов говорит о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворян­ского общества.

Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разры­вает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он.

Фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре За­пада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком. Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации.

Чацкий выступает против произвола, деспотизма, против лес­ти, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которы­ми живут консервативные круги дворянства. Фамусовское обще­ство не приемлет умных людей, имеющих на всё собственную точ­ку зрения. Люди, подобные Чацкому, испытывают в этом обще­стве, говоря словами Грибоедова, «горе от ума».

© Ставропольская краевая детская библиотека им.А.Е. Екимцева, 2013-2015. Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на palitra.ekimovka.ru