Батурина Т.. Приглашение на
стеклянную гору [Текст] : [портреты писателей] / Т. Батурина // Батурина Т. Приглашение на стеклянную гору: портреты
писателей. – Ставрополь, 1979. – С.37-39.
Приглашение на стеклянную гору
На Первом Всесоюзном съезде
писателей М. Горький мечтал о пяти гениальных и сорока пяти очень талантливых
писателях в ближайшем будущем. Как видим, мечты его ограничивались цифрой
незначительной: большой талант – явление редкое.
Но кроме этих пятидесяти ведущих, он
видел ещё огромную армию тружеников на литературном поле, «оценивать» их
работу, говорил Горький, «обязанность критики». В эту армию он включал и членов
Союза писателей, и начинающих. В неё он включал областных литераторов.
Что же он считал отличительным
признаком всей армии?
«В остатке, - говорил он, - мы
получим людей, которые всё ещё недостаточно внимательно относятся к
действительности, плохо организуют свой материал и небрежно обрабатывают его».
Меру таланта Горький определяет не
биологическими предпосылками (которые мы и в наше высокотехнологичное время не
научились измерять), а степенью мастерства, что для него почти равнозначно
качеству и количеству затраченного труда. Иначе говоря, основоположник нашей
советской литературы не воздвигал китайской стены между избранными и всеми
прочими, имея в виду безграничные возможности совершенствования, открытые для
каждой творческой личности.
Кто позволит себе поручиться, что
безвестный сегодня автор завтра не сможет вдруг стать знаменитым. У каждого известного
писателя бывало «вдруг» (и только он один знал, сколько труда, бессонных ночей,
поисков, отчаяния и мук стояло за этим «вдруг»). Но ведь есть и те, у которых
ещё не было этого скачка. И будет ли, кто знает?
Живут, скажем, на Ставрополье
писатели. Широкой известностью в стране не пользуются пока. А вот в крае их
хорошо знают. Чем-то их книги читателям дороги: ведь пишут они чаще всего
родном Ставрополье. И есть в их книгах пища для ума и сердца. Разве не
заслуживают их авторы и уважения и изучения хотя бы как
художники-популяризаторы идей и образов эпохи? То, что открывают ведущие
писатели, всегда тут же подхватывается десятком других. Открытие
таким образом идёт к широкому читателю. Не будем говорить о том, что, может
быть, сведения об этом открытии читателю лучше получать из первых рук. Так
всегда было, так всегда будет: дело крупных талантов продолжают таланты менее
крупные.
И, кроме того, возвращаюсь к
высказанной мысли – кто раз и навсегда осмелится воздвигнуть стену между
существующими ныне разновеликими явлениями?! Сегодня пишущий – только лишь
популяризатор чужих художественных открытий, а завтра создаст книгу, которая
сама станет открытием. Такая «неожиданность» - явление в литературе не
редкое. И мы, в нашем крае, с подобными «неожиданностями» сталкивались. Стала
широко известной книга В.Гнеушева и А.Попутько «Тайна Марухского
ледника», получило популярность даже за рубежом «Молоко волчицы» А.Губина. Конечно, одна или даже несколько книг, ставших
известными в стране, это ещё не пропуск на Олимп, где обитают боги, они же
Мастера. Но и такое признание – это уже заметный уступ, на который удалось
подняться писателю по пути к вершинам.
Словом, всё упирается опять в то, о
чём говорил Горький, - в труд, неустанный и героический.
Мне мерещится огромная стеклянная
гора, обдуваемая со всех сторон колючими ветрами, слепящая глаза многоцветьем
играющих красок. Тот, кто отважился стать на писательскую дорогу и сделать по
ней первые шаги, представляется мне карабкающимся на эту гору. А вершины её,
вершины Мастерства, как трудно они достижимы! Каких усилий требуют они, маня и
устрашая. На пути к ним не жди отдыха. Остановился – и тотчас заскользил вниз… Одни устают, падают духом и навсегда остаются у подножия
горы. Другие упрямо восходят, скользят, падают, но снова поднимаются и
продолжают восхождение. Да будет удача наградой за их упорство!
…Писателей, чьи портреты силилась
воспроизвести, знаю давно. В чём-то, вероятно, мне не удалось избежать личных
пристрастий. Однако, оценивая их труд, стремилась исходить из общественной
значимости этого труда, которая не мыслится без неустанной борьбы за
Мастерство. Звездой-ориентиром в моей работе был образ писателя, Мастера и
Мудреца, удостоенного высшей награды – всенародного признания.