Классики русской литературы на
Ставрополье
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
А.С.
Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В историю русской
культуры он вошел как талантливый поэт,
драматург, дипломат, музыкант.
Получив
хорошее домашнее образование, Грибоедов поступил в Московский университет, где учился на словесном,
юридическом и физико-математическом факультетах.
Когда
началась Отечественная война 1812 года, охваченный патриотическим чувством, Грибоедов ушел защищать
Отечество.
После
окончания войны служил в Коллегии иностранных дел, где подружился с поэтами А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером,
П.А. Катениным, известным общественным деятелем П.Я.
Чаадаевым. Грибоедов общался с будущими декабристами А.А. Бестужевым, А.И.
Одоевским, А.И. Якубовским, братьями Муравьевыми.
В
1818 году был назначен секретарем русской миссии в Персию. В начале следующего года
отправился из Петербурга на Кавказ, в Тифлис. В конце января 1819 года оказался в
Ставрополе, тогда уездном городе Кавказской губернии. К сожалению, до нас не дошли путевые заметки Грибоедова,
которые он постоянно вел и где,
очевидно, было отражено впечатление о ставропольской действительности.
Из
Тифлиса Грибоедов последовал в Персию, в Тавриз, где
служил секретарем посольства. Этот
период своей жизни он назвал «прозябанием в дипломатическом монастыре».
В
1822 году А.С. Грибоедов был отозван в Тифлис в ставку главного командующего
русскими войсками Алексея Петровича Ермолова,
где должен был служить по дипломатической части. Здесь он написал два действия
комедии «Горе от ума», которая уже тогда в списках начала свой путь с Кавказа
по всей России.
В
1823 году А.С. Грибоедов едет в Москву, по пути вновь остановившись в Ставрополе, получившем
официальный статус столицы Кавказской
области. Здесь он встретился со сподвижником генерала А.П. Еромолова
П.Д. Горчаковым, которому в дальнейшем пришлось одному из первых принимать ссылаемых на Кавказ
декабристов. Он
проявил по отношению к ним сострадание и заботу. По утверждению известного
краеведа А.В. Попова, именно Горчакову Грибоедов читал свою незаконченную комедию «Горе от
ума».
Весной
1825 году в Киеве Грибоедов встретился с декабристами Южного общества: Муравьевым,
Бестужевым-Рюминым и другими. Готовя
план восстания, они хотели через Грибоедова завязать связь с Ермоловым и
склонить его на свою сторону. Но Грибоедов отказался от такого поручения, так как, признавая
справедливость дела
декабристов, не разделял их надежду путем военного
переворота добиться свержения самодержавия. В конце сентября 1825 года
Грибоедов приехал на Кавказ.
Когда
Ермолов отправился в поход в Чечню, Грибоедов поехал с ним, в конце января они прибыли в
крепость Грозную.
14
декабря 1825 года в Петербурге
произошло восстание декабристов. После его
подавления по делу декабристов была назначена следственная комиссия. 22 января
1826 года в крепости Грозный
Грибоедов был арестован. Дружески относившийся к нему Ермолов тайно предупредил его о готовящемся
аресте, и Грибоедов успел сжечь
некоторые бумаги. Около четырех месяцев провел он под
арестом. На допросах отрицал свою принадлежность к
декабристам, последние тоже доказывали, что Грибоедов не был членом тайного общества.
Показания
Грибоедова и друзей-декабристов привели к тому, что
он был освобожден. Грибоедов полностью разделял политические и общественные взгляды декабристов, хотя и не верил в успех их движения, оторванного от народных масс.
В
Тифлис Грибоедов вернулся в то время, когда главнокомандующим на Кавказе вместо уволенного в
отставку Ермолова был назначен Паскевич, родственник
Грибоедова.
В
это время шла война России с Персией. Грибоедов находился при армии. Когда в
1828 году война закончилась, Грибоедов по поручению Паскевича вел переговоры о мире. Опытный
дипломат, Грибоедов много
сделал для выработки выгодных для России условий мира. Паскевич, оценив деятельность Грибоедова,
отправил его в
Петербург с донесением о заключенном в Туркманчае мирном договоре.
Назначенный
послом, Грибоедов вновь должен был ехать в Персию. Это не только удаляло его от родины, но и подвергало
большой опасности ввиду той ненависти, которую питало к нему персидское правительство, видевшее в нем виновника невыгодного договора. В тяжелом настроении покидал Грибоедов
Петербург.
25
июня 1828 года
он прибыл в Ставрополь. Здесь прожил несколько
дней, о чем писал в своем письме Булгарину. В Ставропольском государственном архиве хранится редкий
документ - подлинник письма из
Министерства иностранных дел генерал-губернатору ГА.
Емануэлю по поводу проезда А.С. Грибоедова через Ставрополь: «Милостивый государь Григорий
Арсеньевич! Государю императору
благоугодно было назначить Полномочным Министром при Тегеранском Дворе Статского Советника Грибоедова... Отправляясь ныне к своему посту, долгом считаю
рекомендовать его Вашему Превосходительству, покорнейше прося Вас оказать ему всё зависящее от Вас пособия безостановочного
продолжения пути к месту его назначения...».
Это
был последний проезд А.С. Грибоедова через Ставрополь.
По
пути в Персию он остановился в Тифлисе и женился на дочери свободолюбивого поэта Грузии Александра Чавчавадзе -
Нине, девушке, которую давно любил.
В
начале сентября 1828 года русское посольство выехало в Персию. Два месяца Грибоедов провел в Тавризе в переговорах о выполнении условий заключенного договора. Переговоры
затягивались. Необходимо было ехать в Тегеран, столицу Персии. Оставив жену в Тавризе,
Грибоедов выехал в Тегеран и прибыл туда к новому
году.
Настойчивые
требования Грибоедова точно выполнять статьи мирного
договора вызвали сильное противодействие и недовольство персидского правительства. Враждебное отношение к русскому посольству поддерживалось послом Англии,
опасавшейся влияния России в
Персии. Подстрекаемые сановниками, муллы обратились к народу с призывом
расправиться с русским послом. Рассвирепевшая толпа начала разгром
здания русского посольства. Состав посольства во главе с Грибоедовым и казаки,
состоявшие в охране, несмотря на
мужественное сопротивление, не могли устоять против многочисленной толпы и погибли. Всего было убито тридцать
семь человек. Спасся только секретарь посольства, который и оставил описание последних дней жизни Грибоедова. Эта трагедия
произошла 30 января 1829 года.
Останки
Грибоедова, перевозившиеся в Тифлис, встретил Пушкин, ехавший в Арзрум. «Я переехал реку, - рассказывает
в путевых очерках «Путешествие в Арзрум». - Два вола, запряженные в арбу, подымались на крутую дорогу.
Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы? - спросил я их. - «Из
Тегерана». - «Что вы везете?» - «Грибоедова». - Это было
тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис».
Грибоедов
был похоронен по завещанию поэта в монастыре святого Давида. На памятнике, поставленном на могиле,- надпись,
составленная его женой: «Ум и дела твои бессмертны
в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?».
В
памяти современников Грибоедов остался как человек мужественный, деятельный,
талантливый. Он не боялся обращаться к Николаю I с просьбой о смягчении наказания
сосланных в Сибирь
декабристов, просил о переводе их на Кавказ. Благодаря Грибоедову-дипломату,
был заключен Туркманчайский мирный договор на выгодных для России условиях.
Современники высоко ценили
Грибоедова-поэта, драматурга, пианиста, композитора. Его вальсы звучали в домах людей, понимавших
и любивших музыку.
А.С.
Грибоедов, передовой человек своего времени, разделявший взгляды декабристов, осуждал
колонизаторскую политику царского правительства на Кавказе. Он говорил о необходимости развития промышленности, сельского
хозяйства, просвещения, культуры в
этом богатом, многонациональном крае.
Грибоедов
был связан дружескими узами со многими деятелями литературы и искусства
Кавказа - Чавчавадзе, Орбелиани, Дадашвили, Ахундовым и многими другими.
Кавказ
сыграл большую роль в творческой жизни А.С. Грибоедова. Созданию образа
Александра Андреевича Чацкого, главного героя комедии «Горе от ума», во многом
способствовали кавказские
впечатления драматурга: встречи и беседы с мятежными людьми, декабристами. В условиях кавказской
действительности чувствовали себя
свободно и, не боясь, открыто говорили о крепостном праве, критиковали самодержавно-бюрократический
строй России.
Чацкий
- передовой человек своей эпохи, того времени, когда после Отечественной войны
1812 года, обострившей самосознание русского народа, стали возникать и
развиваться тайные политические
общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного
героя, декабриста по
взглядам, общественному поведению, нравственным
убеждениям.
Лишившись
в детстве отца, Чацкий вырос в доме высокопоставленного чиновника Фамусова. В детстве воспитывался и учился вместе с его дочерью Софьей под
руководством русских и иностранных учителей и гувернеров. Рамки комедии не дали
возможности
Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий. Мы знаем только, что он человек
образованный, занимается литературной
работой («он славно пишет, переводит»). Он был на военной службе, имел связи с
министрами, три года провел за границей. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми
впечатлениями,
расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого
низкопоклонства перед Европой
предохранили Чацкого присущие ему качества: любовь к родине, ее народу, критическое отношение к
окружающей действительности, независимость взглядов, чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись
в Москву, Чацкий нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые
характеризовали ее в старые годы.
Он нашел тот же дух угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение
Чацкого - человека с волевым характером, борца за идею - с обществом
дворян-крепостников было неизбежно. Это столкновение принимает всё более ожесточенный
характер. Оно
осложняется личной драмой Чацкого - он любит Софью, а она предпочитает ему холопствующего
чиновника Молчалина, в котором потом разочаровывается. Чацкий вступает в борьбу с Фамусовым и его
окружением. В речах героя - полная противоположность
его воззрений фамусовской Москве.
Если
Фамусов, высокопоставленный чиновник, бюрократ и помещик, владелец крепостных душ,
защищает устои самодержавно-крепостнического
общества, то Чацкий с позиций декабристов говорит о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он
гневно выступает
против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.
Если
Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а
не делу, то Чацкий разрывает связи с
министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не
прислуживаться начальству.
«Служить
бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он.
Фамусовское общество с пренебрежением относится
ко всему народному,
национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже
пренебрегая своим родным языком. Чацкий стоит за развитие национальной культуры,
осваивающей лучшие,
передовые достижения европейской цивилизации.
Чацкий
выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех
жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства. Фамусовское
общество не
приемлет умных людей, имеющих на всё собственную точку зрения. Люди, подобные Чацкому,
испытывают в этом обществе, говоря
словами Грибоедова, «горе от ума».