Путешествие на Кавказ

 

Н. К. Пиксанов

В конце мая Грибоедов был уже в Киеве. Здесь он пробыл довольно долго, недели две. (...) Александр Сергеевич избегал людей и предпочитал оставаться наедине с природой и историческими вос­поминаниями, которыми для него был полон древний город.

{Грибоедов, т. 1, с. LVIII.)

А. С. Грибоедов — В. Ф. Одоевскому

10 июня 1825 года, Киев

Сам я в древнем Киеве; надышался здешним воздухом и скоро еду далее. Здесь я пожил с умер­шими: Владимиры и Изяславы совершенно овладели моим воображением; за ними едва вскользь заметил я настоящее поколение. <...> Природа великолепная; с нагорного берега Днепра на каждом шагу виды изменяются; прибавь к этому святость развалин, мрак пещер. Как трепетно вступаешь в темноту Лавры или Софийского собора, и как душе просторно, когда потом выходишь на белый свет: зелень, тополи и ви­ноградники, чего нет у нас! <...> Посетителей у меня перебывало  много,  однако  скромных,   мало  мешали.

{Грибоедов, т. 3, с. 175.)

Н. К. Пиксанов

Среди этих посетителей были замечательные люди. В Киеве с Грибоедовым встречались постоянно и дружески Сергей1 и Артамон2 Муравьевы, Бестужев-Рю­мин3, кн. Трубецкой4 — все выдающиеся декабристы. В их кружке возникла даже мысль принять Грибоедо­ва в тайное общество, но была оставлена, так как поэт в это время был очень далек от политических интересов. Грустное настроение не покидало Грибоедо­ва, и он, словно убегая от самого себя, пробовал раз­влечься в постоянных передвижениях.

После Киева Александр Сергеевич направился в Крым. В течение трех месяцев он исколесил полу­остров вдоль и поперек, пешком, верхом, в лодке по речкам и заливам. Он посетил все выдающиеся пункты: Феодосию, Симферополь, Севастополь, Ялту, Алупку, Симеиз, Бахчисарай и т. д. Несколько раз поднимался на Чатыр-Даг и другие высоты, ночевал в овчарнях с чабанами, босой забирался в трудно­доступные пещеры. <...>

(Грибоедов, т. 1, с. LIX.)

А. А. Лебедев

Грибоедов одним из первых вступил на стезю странной [от слова — «страна»] литературы. Ока­завшись первый раз на Кавказе, Грибоедов стал вести «Путевые записки» (Путешествие от Моздока до Тиф­лиса, путевые письма к С. Н. Бегичеву, описание путешествия от Тавриза до Тегерана и т. д.). Это целый цикл, условно делящийся на восемь частей. Вот в этих-то путевых записках Грибоедов и сказал о себе, что он не путешественник.

Путевые записки Грибоедова поражают своим то­ном и стилем, манерой, в которых они написаны. Кру­гом экзотика — горы, юг, превратности и опасности. А глаз Грибоедова спокойно-приметлив, описания точ­ны, скупы, деловиты. Никаким романтизмом или романтикой и не пахнет.

Вот, к примеру, как описывается сам путь, сам, если можно так выразиться, процесс странствия:

«...Идем всё по косогору; узкая, скользкая дорога, сбоку Терек; поминутно все падают, и все камни и снега, солнца не видать. Все вверх, часто проходим через быструю воду, верхом почти невозможно, более пешком. Усталость, никакого селения, кроме трех, четы­рех осетинских лачужек, еще выше и выше, наконец, добираемся до Крестовой горы. Немного не доходя дотудова истоки гор уже к югу. Вид с Крестовой, крутой спуск, с лишком две версты. Встречаем персидский караван с лошадьми. От усталости падаю несколько раз...». И т. д. и т. д.

Никакой тут «романтики трудных дорог». Просто трудные дороги. Порой даже кажется, что автор нарочито сух в описаниях. Был, наверное, какой-то «вид с Крестовой горы». «Вид» только назван. Что бы тут разделал Марлинский! Но Марлинский будет стран­ствовать в здешних местах несколько позже и после иных своих «странствий».

Дважды в путевых заметках Грибоедов упоминает Жуковского. В ироническом духе. Он, Грибоедов, зна­ет, что он — «в царстве Жуковского». Становится понятной нарочитость путевых описаний — они по своему стилю и своей манере внутренне полемичны. Путевые заметки Грибоедова антиромантичны. Ника­кой героизации действительности!

Нет, отношение у Грибоедова к окружающему не бездушно. Отнюдь. Он внимателен, очень чуток. Тягост­ные картины людских бедствий не оставляют его равнодушным. Но все время кажется, что он видит все окружающее, оставаясь погруженным в какую-то свою внутреннюю мысль. Он примечает окружающее, но не погружается в свои путевые впечатления.

(Лебедев, с. 39—40.)

А. С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву

9 сентября 1825 года, Симферополь

Еще игра судьбы нестерпимая: весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде. Приезжаю сюда, никого не вижу, не знаю и знать не хочу. Это продолжилось не долее суток...   ворвались   ко   мне,   осыпали   приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербур­га. <...> Тьфу злодейство! да мне невесело, скучно, отвратительно, несносно!.. <...> Верь мне, чудесно всю жизнь свою прокататься на 4-х колесах; кровь волну­ется, высокие мысли бродят и мчат далеко за обык­новенные пределы пошлых опытов; воображенье свежо, какой-то бурный огонь в душе пылает и не гаснет... Но остановки, отдыхи двухнедельные, двухмесячные для меня пагубны, задремлю, либо завьюсь чужим вихрем, живу не в себе, а в тех людях, которые поминутно  со  мною,  часто  же  они  дураки  набитые.

(Грибоедов, т. 3, с. 177—178.)

Н. К. Пиксанов

Гораздо более, чем местные жители, интересовали Грибоедова крымские древности. В Крым он явился с хорошим знанием исторической и географической литературы о полуострове; он постоянно припоминал, что говорит о Крыме Паллас (ученый-путешествен­ник XVIII в.), Муравьев, автор «Путешествия по Тавриде», цитирует Нестора-летописца, изучает и изме­ряет развалины древних построек, строит догадки археологические и этнографические; посетив старинное Еврейское кладбище, сожалеет, что не может разобрать надгробных надписей, и т. д.

(Грибоедов, т. 1. с. LXLXI.)

А. С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву

12 сентября [1825 года] Феодосия

Я был один. Александра5 отправил по колясочной дороге в Кафу. Кто хочет посещать прах и камни славных усопших, не должен брать живых с собою. Поспешная и громкая походка, равнодушные лица и пуще всего глупые, ежедневные толки спутников часто не давали мне забыться, и сближение моей жизни, последнего пришельца, с судьбою давно ото­шедших для меня было потеряно. Не так в Сольдае. Мирно и почтительно взошел я на пустырь, обне­сенный  стенами   и   обломками    башен,   цеплялся   по утесу, нависшему круто в море, и бережно взобрался до самой вершины, и там башня и свод уцелели. С Чатыр-Дага вид пространнее, но нет признака, чтобы там люди живали, усел город, чтобы стекались в него купцы и странники изо всех частей света, чтобы наконец он взят был на щит рассвирепевшим неприятелем, и груды камней одни бы свидетельст­вовали о прежней величавой его жизни. Здесь это все есть. И не приморскими видами я любовался; перебирал мысленно многое, что слыхал и видел. <...>

(Грибоедов, т. 3, с. 179—180.)

Н. К. Пиксанов

Но несмотря на такое углубленное изучение Крыма, на яркие впечатления южной природы, при­ступы тоски повторялись.

(Грибоедов, т. 1,. с. LXI.)

А. С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву

12 сентября [1825 года}, Феодосия

А между тем как скучно! так грустно!.. Прощай, милый мой. Скажи мне что-нибудь в отраду, я с не­которых пор мрачен до крайности.— Пора умереть! Не знаю, отчего это так долго тянется. Тоска неизве­стная! воля твоя, если это долго меня промучит, я никак не намерен вооружиться терпением; пускай оно остается добродетелью тяглого скота. Представь себе, что со мною повторилась та ипохондрия, которая выгнала меня из Грузии, но теперь в такой усилен­ной степени, как еще никогда не бывало. <...> Ты, мой бесценный Степан, любишь меня тоже, как только брат может любить брата, но ты меня старее, опытнее и умнее; сделай одолжение, подай совет, чем мне избавить себя от сумасшествия или пистоле­та, а я чувствую, что то или другое у меня впереди.

(Грибоедов, т. 3, с. 181.)

Н. К. Пиксанов

...Присоединялись еще тревоги за свое дарование. <...>   Закончив  «Горе  от  ума»,  он  требовал  от  себя новых созданий, но вдохновение медлило, писалось плохо, и что бывало написано, не возвышалось над посредственностью. Это волновало.

(Грибоедов, т. 1, с. LXXII.)

A.        С. Грибоедов — С. Н. Бегичеву

9 сентября 1825 года, Симферополь

Ну вот почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал. Не знаю, не слишком ли я от себя требую? умею ли писать? право, для меня все еще загадка.— Что у меня с избытком найдется что сказать: за это ручаюсь, отчего же я нем? Нем как гроб!!

(Грибоедов, т. 3, с. 177.)

B.        Ф. Ходасевич

...Поэзия была величайшей любовью его жизни... Но этот вопрос — один из главнейших вопросов о Гри­боедове, эта любовь к поэзии — была ли взаимной? Муза поэзии дарила ли Грибоедова взаимной любовью?

То обстоятельство, что все написанное Грибоедо­вым до и после «Горе от ума», не представляет литературной ценности, никогда и никем не отрицалось, даже Н. К. Пиксановым, самым деятельным поклон­ником Грибоедова, положившим на изучение своего любимого автора так много труда и знания. Гри­боедов — «человек одной книги». Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе рус­ской совсем никакого места. В чем же дело? Несовершенство того, что написано раньше «Горе от ума», можно, допустим, объяснить незрелостью и не­опытностью. Но чем объяснить количественную и качественную ничтожность всего, что было написано после? Ведь Грибоедов умер через девять лет после окончания своей комедии. В эти годы не произош­ло ничего, что могло бы понизить его волю к творчеству. Напротив, эта воля достигла, быть может, особого напряжения. Внешних препятствий тоже не было. Но Грибоедов не мог создать ничего. Свое творче­ское бессилие он сознавал, и мучился чрезвычайно.<...>

Творческое бессилие Грибоедова после «Горя от ума» несомненно. Но история литературы, признавая его, как факт, не стремится дать ему объяснения, точно бы умолкая перед неисследованными глуби­нами творческой психологии. <...>

Если мы теперь обратимся к периоду после «Горя от ума», то сразу заметим знаменательное явление: от комедийного жанра Грибоедов решительно отвер­тывается. Он пишет «важные» лирическое стихи и набрасывает трагедии высокого стиля. Но лирика остается почти на том же низком уровне, на каком она находилась до «Горя от ума». Только в послании к актрисе Телешовой да в стихотворении «Осво­божденный» при желании можно найти кое-какие до­стоинства. Что касается трагедий, то Грибоедов сам сознавал их роковые недостатки, страдал — и дело не шло дальше набросков, планов, отдельных сцен.

Это происходило оттого, что при обширном уме своем, при всем понимании поэзии, при огромной любви к ней — поэтического дара Грибоедов был лишен — и сознавал это. В 1826 году он писал тому же Бегичеву: «Поэзия! Люблю ее без памяти, страстно, но любовь одна достаточна ли, чтобы себя прославить?».

Вот тут и подходим к «Горю от ума». Падение грибоедовского творчества после этой комедии навсег­да останется необъяснимым, если мы будем на него смотреть, как на падение. В действительности, ни­какого падения не было: в поэтическом и трагедий­ном искусстве большого стиля, которого от себя тре­бовал Грибоедов, он, как раньше был, так и после остался беспомощным. Опыт «Горя от ума» не мог ему здесь пригодиться, потому что это был не более как развитой опыт той легкой комедийной линии творче­ства, от которого Грибоедов отказался, которую сам не почитал достойной себя.

«Горе от ума» есть результат бытовых наблюдений и известного строя мыслей, сближавших Грибоедова с декабризмом. Под сильным напором переживаний, вполне ограниченных областью современной Грибоедо­ву общественности и политики, эти наблюдения вылились в комедию, обильно насыщенную обще­ственно-сатирическим материалом. Но, как художник, сам    Грибоедов    требовал    от    себя    большего.    Он сам сознавал, что сатирический импульс «Горя от ума» не есть импульс «большого» искусства, истинной поэ­зии — и томился тем, что для этого искусства судьба не дала ему сил.

«Горе от ума», при всем блеске диалога, при всей жизненности героев, при всех сценических достоинствах (которых в нем много, несмотря на общеизвестные недостатки) — все же не более как сатира, произве­дение, по самой природе своей стоящее, так сказать, . на втором плане искусства. При максимальных достоин­ствах, сатира все же бескрыла, как басня. Окрылить ее может только внутреннее преодоление, придание ей второго, более углубленного, общечеловеческого и не­преходящего смысла, которого нет в «Горе от ума», но который вскоре сумел придать своей комедии Гоголь. За образцами захолустного городка Гоголь открыл огромные философские перспективы, от сатиры вознесся на высоту религиозно-творческого подвига, которого Грибоедов жаждал, как потенциальный ху­дожник, и до которого, как реальный сатирик, не под­нялся: не знал, куда может привести «преодолен­ная» сатира, и в «Горе от ума» не пытался ее преодолеть.

Все, что у Гоголя углубленно и вознесено, у Грибоедова остается в плоскости данного бытового уклада. Гоголь свою комедию показал как нашу общую до сего дня трагедию. «Ревизор без конца!» — воскли­цает Гоголь. И он прав, потому что вечной остается тема его комедии. О «Горе от ума» мы отчетливо знаем, что оно кончилось вместе с концом фамусовской Москвы.

Россия останется вечно признательной Грибоедову. Мы вечно будем перечитывать «Горе от ума» — этот истинный «подвиг честного человека», гражданский подвиг, мужественный и своевременный. Мы всегда станем искать в комедии Грибоедова живых и правди­вых свидетельств о временах минувших. Мы отдадим справедливость яркости и правдивости изображения. Но в глубокие минуты, когда мы, наедине с собой, ищем в поэзии откровений более необходимых, насущ­ных для самой души нашей,— станем ли, сможем ли мы читать «Горе от ума»? Без откровения, без прори­цания нет поэзии. Вот почему сам Грибоедов не про­должил его традиции, не захотел использовать опыт, добытый в создании этой вещи. Он знал, что такое поэ­зия, к ней стремился мучительно — но этот путь был для него закрыт.

(Ходасевич, с. 35—39.)

Н. К. Пиксанов

В конце сентября, через Керчь и Тамань, Грибоедов проехал на Кавказ. <...>

27 октября отряд Вельяминова6 прибыл в станицу Екатериноградскую, и здесь Грибоедов оставался долго, около двух месяцев. В станице Александр Сергеевич встретился и поселился вместе с Мазаровичем7, своим прежним начальником; они оба поджидали Ермолова, в ведении которого находились ... В конце ноября в ста­ницу Екатериноградскую прибыл сам Ермолов. <...> К Ермолову он «пристал вроде тени», месяца, прове­денного с ним в станице, казалось мало, и когда Ермо­лов в конце декабря собирался двинуться в новый по­ход, в Чечню, Грибоедов просился туда же. <...>

К рождественским праздникам отряд передвинулся в станицу Червленую, на Терек; в конце января он прибыл в крепость Грозную. И здесь Грибоедов был арестован.

(Грибоедов, т.  1, с. LXIILXIII.)

______________________________

1 Муравьев Сергей Иванович (1796—1826) — подполковник Черниговского полка, декабрист.

2Муравьев Артамон Захарович (1794—1846) — полковник Ахтырского гусарского полка, декабрист.

3 Бестужев-Рюмин Михаил Павлович (1803—1826) — под­поручик Полтавского пехотного полка, декабрист.

4Трубецкой Сергей Петрович (1790—1860)  — полковник Пре­ображенского полка, декабрист.

5Грибов Александр Дмитриевич — камердинер и молочный брат А. С. Грибоедова. Погиб с ним в Тегеране.

6Вельяминов Алексей Александрович (1785—1838) - генерал-майор, начальник штаба Отдельного кавказского корпуса.

7Мазарович Симон Иванович (? — 1852) — врач посольства Ермолова в Персии; в 1818—1826 гг.— русский поверенный в делах в Персии.

 

 

 

© Ставропольская краевая детская библиотека им.А.Е. Екимцева, 2013-2015. Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на palitra.ekimovka.ru