Толстой,Л. Дяденька Жданов и кавалер
Чернов / Л.Толстой // Толстой, л. Собрание соч. : в
12-ти т. – М., 1987. – Т.2. – С.401 – 403. – (Б-ка «Огонёк».
Отечеств. классика).
ДЯДЕНЬКА ЖДАНОВ И КАВАЛЕР ЧЕРНОВ
[ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ]
<
В 1828 году, в
одну из артиллерийских рот, расположенных на Кавказской линии, пригнали 25
человек рекрут. Это все была молодежь,— мясистая, неуклюжая, с белыми
стрижеными головами и унылыми толстыми лицами. Между ними был один только
Чернов, высокий мужчина с русыми усами и ловкими самоуверенными движениями,
который обращал на себя внимание. На Чернове была розовая рубаха, он играл на
балалайке, плясал и вечно шутил и смеялся. Артель невольно поддалась его
влиянию, ему повиновались и старались подражать, но веселье других рекрут было
как-то неловко и жалко. Только один рекрут никогда не пытался отуманиться
вином, балалайкой и хохотом: не скрывал своего горя и искренно предавался ему.
Это был маленький, белоголовый парень <с большими голубыми глазами >; он
никогда не подходил к товарищам, не пил, не разговаривал, не слушал, а с вечно
опущенной головой садился в сторонке, доставал складной ножик, единственное
свое имущество, брал какую-нибудь палочку, строгал ее и плакал.— О чем он
думал, о чем он плакал? Бог его знает. Товарищи трунили над ним, заставляли его
пить. Он напивался и плакал еще больше и приговаривал. Хотели, чтобы он тоже
поставил косуху. Он отказался. Его прибили, и он отдал последние два рубля и
опять заплакал. Когда рекрутов пригнали в роту, унтер-офицер сказал
фельдфебелю, что из рекрутов «солдат бойкий выйдет». >
[ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ]
Хочу рассказать простую историю
двух людей, которых я знал долго и так близко, как знают только товарищей.
Одного из них я много любил, а над участью другого часто горько задумывался.—
Это были два солдата в батарее, в которой я служил юнкером на
Кавказе и которых обоих уже нет на этом свете. В 1828 году в партии
рекрут пригнали их на линию.
Один из них, Чернов, из дворовых
людей Саратовской губернии, был высокий, стройный мужчина, с черными усиками
и бойкими, разбегавшимися глазами. На Чернове была розовая рубаха,— он весь
поход играл на балалайке, плясал, пил
водку и угащивал товарищей.
Другой рекрут — Жданов, из крестьян
той же губернии, был невысокий, мясистый парень лет девятнадцати, с большими
круглыми голубыми глазами и белым стриженым затылком.
У Жданова всего имущества было
четыре рубахи, складной ножик и двугривенный денег. Он не мог поить товарищей,
но так же, как и они, старался отуманиться вином и весельем. Веселье его,
однако, было как-то неловко, <дико> и жалко. Раз его напоили, и он таки
пошел плясать на цыпочках по-солдатски, но вдруг расплакался, бросился на шею
к Чернову и [стал] приговаривать такую дичь, что всем смешно стало. На другой
день он поставил косуху и опять плакал. Большую часть времени по походам он
спал, а ежели не спал, то подходил к Чернову и, разинув
рот, слушал его россказни, прибауточки и все смеялся.
Унтер-офицер, который гнал партию и
которого Жданов боялся пуще
огня, передал фельдфебелю
в роте: «Чернов и другие хорошие
есть, а что Жданов вовсе дурачок и что над ним много битья будет». И
действительно, Жданову битья много было. Его били за ученье, били на работе,
били в казармах. Кротость и отсутствие дара слова внушали о нём самое дурное
понятие начальникам; а у рекрутов начальников много: каждый солдат годом старше
его мыкает им куда угодно.
В первое время переход от слабого присмотра,
который бывает за рекрутами, к строгости и даже несправедливости обращения с
молодыми солдатами на месте совершенно озадачил бедного Жданова. Он вообразил,
что он очень дерен и что ему нужно стараться быть лучшим, и начал стараться. Он
сделался усердным – до глупости, но положение его от этого становилось еще хуже.
У него не было минуты отдыху: каждый солдат помыкал им, как мальчишкой, и
считал себя вправе требовать от него того, что он делал по собственной охоте, и
взыскивать с него. – Когда он наконец понял, что
усердие вредит только его положению, - им овладело отчаяние. «Так что же это в самом деле! – думал он, - что делать? Так вот оно,
солдатство!» - и бедняк не видел исхода и горько плакал по ночам на своем наре.
Моральное состояние это
продолжалось недолго – исхода действительно не было. Одно оставалось – терпеть.
И он терпел не только безропотно, но и с убеждением, что одна обязанность его
терпеть и терпеть.
Его выгоняли на ученье, - он шел,
давали в руку тесак и приказывали делать рукой так, - он делал, как мог, его
били – он терпел. Его били не затем, чтобы он делал лучше, но затем, что он
солдат, а солдата нужно бить. Выгоняли его на работу, он шел и работал, и его
били, его били опять не затем, чтобы он
больше или лучше работал, но затем, что так нужно. Он понимал это. Кончалась
работа или ученье, он шел к котлу, брал кусок хлеба, садился поодаль и кусал
свой кусок, ни о чем не думая. Как только в голову ему заходила мысль, он
пугался ее, как нечистого наваждения, и старался заснуть.
Когда старший солдат подходил к
нему, он снимал шапку, вытягивался в струнку и готов был со всех ног броситься,
куда бы ни приказали ему, и, ежели солдат поднимал
руку, чтоб почесать в затылке, он уже ожидал, что его будут бить, жмурился и
морщился.