СОЛНЦЕ
НАД РОССИЕЙ
(Восьмидесятилетие
Льва Николаевича Толстого)
Когда в 1881 году Победоносцев убедил
правительство повесить пятерых «цареубийц», Лев Толстой написал просьбу о
помиловании их и просил Победоносцева передать эту просьбу. Несмотря на отказ
Победоносцева, письмо дошло до царя (через генерала Черевина). Тогда в
знаменитом заседании Государственного совета 8 марта Победоносцев произнес свою
историческую речь, настоял на требовании о повешении и, ухватив кормило
государственного корабля, не выпускал его четверть века, стяжав себе своей
страшной практической деятельностью и несокрушимым, гробовым холодом своих
теорий имя старого «упыря».
Старый упырь теперь в могиле. Но мы знаем
одно: в великую годовщину 28 августа, в сиянии тихого осеннего солнца, среди
спящей усталой, «горестной», но все той
же великой России, под знакомый аккомпанемент административных распоряжений
и губернаторско-уряднических запрещений шевелиться, говорить и радоваться по
поводу юбилея Льва Толстого, — прошла все
та же чудовищная тень.
Тень старого упыря наложила запрет на
радость. День 28 августа прошел, как принято выражаться, «в общем спокойно».
Это значит, в переводе на русский язык, зловеще, в мрачном молчании. «Реакция».
«Усталость». Толстому дарят плуг и самовар. Толстому шлют телеграммы о победе
света над тьмою. Несколько газет выпускают юбилейные номера... Таков день 28
августа.
Все привычно, знакомо, как во все
великие дни, переживаемые в России.
Вспоминается все мрачное прошлое родины, все, как подобает в великие
дни. Чья мертвая рука управляла пистолетами Дантеса и Мартынова? Кто пришел
сосать кровь умирающего Гоголя? В каком тайном и быстро сжигающем огне сгорели
Белинский и Добролюбов? Кто увел Достоевского на Семеновский плац и в мертвый
дом? И когда в России не было реакции,
того, что с нею и за нею, того, что мы, пережившие ясные и кровавые зори
9 января, осуждены переживать теперь каждый день? Или это так мало — «политическая реакция»? За этим вульгарным
словом стоит та обыденность и каждодневность, которую мы ощущаем на собственной
шкуре с доподлинной силой и яркостью. Это не только «неудобно», «скучно», «томительно».
Это — страшно и странно.
Величайший и единственный гений современной
Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого - благоухание,
писатель великой чистоты и святости — живет среди нас. И неусыпно следит за ним чье-то зоркое око. Кто же это: министр ли, который
ведает русскую словесность, простой ли сыщик или урядник? Да неужели нам всем,
любящим Толстого как часть своей души и своей земли, было бы так странно и так страшно, если бы за душой и землей нашей
следили только они? И
разве видно им сокровенное земли и души нашей, благословенные дали Ясной
Поляны? Нет, не они смотрят за Толстым, их глазами глядит мертвое и зоркое око,
подземный, могильный глаз упыря. И вот при свете ясного и неугасимого солнца, в
несомненный день рождения Льва
Николаевича Толстого, а следовательно, в день ангела и моего и тысяч других
людей, — становится нам жутко, и мы, писательская братия, говорим слова
тревожные, говорим древним, хаотическим, «двоеверным» языком могильных
преданий.
Часто приходит в голову: все ничего, все
еще просто и не страшно сравнительно, пока жив Лев Николаевич Толстой. Ведь
гений одним бытием своим как бы указывает, что есть какие-то твердые,
гранитные устои: точно на плечах своих держит и радостью своею поит и питает
всю страну и свой народ. Ничего, что нам запретил радоваться Святейший Синод:
мы давно уже привыкли без него печалиться и радоваться. Пока Толстой жив, идет
по борозде за плугом, за своей белой лошадкой, — еще росисто утро, свежо, не
страшно, упыри дремлют, и — слава богу. Толстой идет — ведь это солнце идет. А
если закатится солнце, умрет Толстой, уйдет последний гений, — что тогда?
Дай
господи долго еще жить среди нас Льву Николаевичу Толстому. Пусть он знает,
что все современные русские граждане, без различия идей, направлений, верований,
индивидуальностей, профессий, впитали с молоком матери хоть малую долю его
великой жизненной силы.
Сентябрь 1908