Истоки творчества.
Л.Н.Толстой
Кавказские произведения Льва Николаевича Толстого оказались
продолжением темы, которую Пушкин и Лермонтов сделали в русской литературе
традиционной. Как «Война и мир» расширяет тему «Бородина», так и «Набег»,
«Рубка леса» воскрешают кавказские батальные сцены Лермонтова. Рассуждения
Толстого о храбрости и живые ее картины обращают нас к образам Печорина,
Грушницкого, «Кавказца». Даже пушкинская строчка «Не спи, казак...» кажется
зерном, из которого «выросли» некоторые
сцены в «Казаках».
У трех гениальных художников одна и та же тема кавказской
действительности воплощается по-разному. В нашей литературе три «Кавказских
пленника». Толстой, написавший своего в прозе уже в годы зрелости, никак не
повторяет своих великих предшественников, что отчасти случилось с юным
Лермонтовым, подражавшим Пушкину.
И образы героев, и тяжкое бремя войны, быт горцев под пером Толстого
совершенно утратили былую романтическую окраску. Огромное количество маленьких
деталей, увиденных художником-реалистом,
убеждает в истинности
изображенного.
Толстому было 23 года, когда он увидел Кавказ. Это была
пора исканий. Университет оставил, разуверившись в пользе науки, безуспешно
испробовал помещичью деятельность в своем расстроенном тульском имении.
Впереди все было неясно, беспокойный ум тревожили думы о цели и смысле
собственной жизни. «Я был одинок и несчастен»,— вспоминал он об этом времени.
Вместе со старшим братом Николаем — офицером Кавказской
армии, Лев Николаевич приехал в 1851 году на Кавказ, на «Линию». Батарея, где служил
брат, располагалась у Терека в станице Старогладковской, и Лев добровольцем,—
как тогда говорили, «волонтером»,— принимал участие в военных действиях.
Связывая в то время свое будущее с военной службой, решил вступить в Кавказскую
действующую армию, надеялся скоро стать офицером. Но дело затягивалось, и лишь
в начале 1852 года его зачислили фейерверкером (унтер-офицером) на батарею № 4 20-й артиллерийской бригады,
стоявшей на Линии.
Дневники Толстого, письма с Кавказа свидетельствуют о
подробностях жизни и обо всех его думах.
16 мая 1852
года заболевший ревматизмом Толстой впервые прибыл на Кавказские Минеральные
Воды. Тотчас после приезда он записал в дневнике: «В Пятигорске музыка,
гуляющие и все эти, бывало, бессмысленно-привлекательные предметы не произвели
никакого впечатления. Одно — юнкерство, одежда и делание фрунта в продолжении
получаса нелепо беспокоило
меня. Не надо
забывать, что главная цель моего приезда сюда — лечение».
Однако месяцы на Водах оказались важнейшим отрезком жизни,
периодом величайшего духовного напряжения.
Толстой приехал вместе с сослуживцем, офицером Н. И.
Буемским, и привез с собой крепостного слугу Ванюшу Суворова. Увязался за ними
и любимец — бульдог Булька. Лев Николаевич снял комнату в маленьком домике на
Кабардинской слободке Пятигорска под № 252. Из переписки с тетушкой Т. А.
Ергольской мы знаем адрес этой квартиры, но место дома установить теперь трудно:
старый городской архив погиб.
В «Азбуке», написанной много позднее для детей, есть
несколько рассказов о Бульке. Один из них — «Что случилось с Булькой в
Пятигорске» — позволяет представить, каким был домик, где жил Толстой, и узнать
детали жизни слободки.
О Пятигорске середины прошлого века у Толстого не меньше
свидетельств, чем было у Пушкина и Лермонтова в их времена, но он строже оценивает
увиденное. Его письмо брату — законченный сатирический очерк о пятигорском
обществе, пошлом и провинциальном: «Пятигорск тоже немножко Тула, но
особенного рода — кавказская... Общество состоит из помещиков... которые смотрят
на здешнюю цивилизацию презрительно, и господ офицеров, которые смотрят на
здешние увеселения как на верх блаженства»... «Театр, собранье, всякий год
бывают свадьбы, дуэли...— иронически отзывается Толстой о жизни посетителей
Вод,— ну, одним словом, чисто парижская жисть». Ядовитых замечаний о «тутошнем
свете» у него множество. В дневниках он назвал эту жизнь «фальшью» в сравнении
с жизнью солдат, горцев и народными бедами.
Однако Пятигорск Толстой полюбил. В дневнике он писал: «До
сих пор я не делал здесь глупостей. Это будет первый город, из которого я не
увезу раскаяния». Он здесь неустанно работал, лишь изредка появляясь в праздном
обществе гуляющих.
Еще до приезда на Кавказ, не предполагая, что станет
писателем, и не зная меры своему дарованию, Толстой начал для «провождения
времени», «не из честолюбия, а по вкусу» автобиографическую повесть «Детство» —
первую часть задуманного им романа «Четыре эпохи развития». Здесь на досуге
занялся окончательной отделкой этого первого своего произведения. В дневниках
заметил, что в литературе наступила пора обращаться не к описанию событий,
как в пушкинской «Капитанской дочке», а к внутреннему миру человека, как это
сделал Лермонтов в «Герое нашего времени». «Детство»— первая попытка изобразить
«жизнь души», работу сознания, их формирование у ребенка — было закончено
в Пятигорске.
4 июля Толстой
пишет Ергольской: «Давно я не был так завален делами, как сегодня,— отправка 8
писем, мой роман, который я сегодня выслал в Петербург...» Он отправил рукопись
Н. А. Некрасову, редактору журнала «Современник», и с волнением ждал ответа,
его мучил вопрос: есть ли у него талант, стоит ли ему писать.
В это время началась работа над очерками о Кавказе.
В Чечне, участвуя в боевых походах, Толстой оказался в той
же атмосфере, войны, что Пушкин и Лермонтов, и многое в его кавказских
дневниках близко к мыслям обоих поэтов. Позднее он записал: «Я начинаю любить
Кавказ хотя посмертной, но сильной любовью. Действительно, хорош этот край
дикий, в котором так
странно и поэтически соединяются две самые
противоположные вещи — война и свобода».
В первом кавказском рассказе «Набег» удивительно близки
лермонтовскому «Валерику» строки: «Природа дышала примирительной красотой и силой.
Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым
звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в
душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных!»
Толстого покорила красота и нетронутость природы. Но
особенно замечательными показались люди на войне: казаки, солдаты и горцы.
Поражала их естественная храбрость, мужество как свойство народного
характера, душевная цельность, внутренняя свобода. Такой никогда не замечал он
у крестьян в России, потому что там народ еще не был ему интересен: он не
соприкасался с ним так близко, как случилось в обстоятельствах войны. Центром
его внимания становится бесхитростная жизнь простых людей — народа. Он записывает
речь, особенности быта, песенный фольклор казаков и горцев. В этом интересе —
глубокое уважение к тем, кого в правящих кругах называли дикарями и
хищниками. Его симпатии привлекают те офицеры, которые просто и спокойно несут
тяжкий труд войны, но не те, кто ищет здесь карьеры и, принадлежа к знати,
«напевает по-французски...» Подобно Лермонтову, Толстой задумывается над
вопросами, что такое храбрость и, особенно, зачем народам бедственная война. Он
ищет образного выражения этим мыслям. Сначала называет свои очерки «Письма с
Кавказа», потом эти наброски называет иначе, но заметки и наблюдения той поры
воплотились в первые кавказские рассказы «Набег» и «Рубка леса», в годы
творческой зрелости — в великолепную повесть «Казаки». В конце жизни Толстой
напишет «Хаджи-Мурата».
Первые рассказы — непосредственные зарисовки с натуры (он
даже опасался, что кое-кто узнает себя в его героях и обидится). «Казаки»—
почти автобиографическая повесть, так как в нее войдут его собственные мысли о
войне, о смысле жизни из юношеских кавказских дневников и писем. «Хаджи-Мурат»
поражает глубоким постижением народного характера, психологии горца, личная
судьба которого сломлена общественной несправедливостью, лживостью социальных
отношений. Эта поздняя повесть — результат кавказских наблюдений писателя.
В Пятигорске ничто не отвлекало от раздумий и работы — ни
дела военные, ни офицерская бесшабашная среда, ни азарт карточной игры или кабаньей
охоты. Позднее, вспоминая кавказский период, Лев Николаевич говорил, что это
было «и мучительное и хорошее время», что никогда потом он «не доходил до
такой высоты мысли». В дневнике от 28 мая 1853 года мы находим запись, что в
Пятигорске он составил себе «взгляд на жизнь». Дневники — свидетельство его
нравственных исканий в ту пору — наполнены раздумьями о назначении человека.
Толстой приходит к выводу, что цель жизни только в справедливости и добре.
Добро — это природа и близкие ей люди, живущие трудом для пользы своей и
общества. Все же остальное — и праздность светского, даже образованного,
современного ему общества, и государственное устройство — «фальшь». В
дневниках и обдумываемых им здесь художественных произведениях заметно, что
уже рождаются идеи будущих нравственных метаний Льва Толстого, и особенности его
творческого метода, и
своеобразие стиля. Даже образы героев первых рассказов получат развитие
в зрелых произведениях. Коко Буемский, его пятигорский спутник, стал прототипом
прапорщика Аланина в «Набеге». Этот образ юной жизни, бессмысленно гибнущей в
придуманной людьми бойне, повторится в образах Володи Козельцова в
«Севастопольских рассказах» и Пети Ростова. Первые впечатления войны, мысли о
ней, о народном мужестве, о жизни народа в мире и его роли в победе и обороне
привели через годы к «Войне и миру».
По окончании курса в Пятигорске лечивший Толстого врач
военного госпиталя И. Е. Дроздов направил его в Железноводск, где он
пользовался услугами доктора К. X. Рожера.
«Пил воду, купался, гулял, болтал и ровно ничего не делал»— сокрушается
Толстой об одном из дней, праздно проведенных в Железноводске. Здесь он
встречается с сослуживцем по батарее Хилковским, черты которого находим в
образах офицеров Хлопова в «Набеге» и Тросенко в «Рубке леса». «Мне кажется,
что все время моего пребывания в Железноводске в голове моей перерабатывается
и приготовляется много хорошего, дельного и полезного, не знаю, что выйдет из
этого».
В первый приезд Толстой прожил на Кавказских Водах до 4
августа — два с половиной месяца. Следующим летом 1853 года он снова посетил Пятигорск
и жил с 10 июля по 8 октября. Второе лето квартировал в том же домике на
Кабардинке, но общества теперь не сторонился — ему хотелось полноты жизненных
впечатлений. В общении с людьми молодой писатель неустанно подмечает тайные
движения их мыслей. Так, о жене Дроздова он записал: «Должно быть, зла, и
забавно смотреть, как она боится, чтобы ее не приняли за провинциалку».
Теперь он чувствовал себя не юнкером, вынужденным «тянуться
во фрунт» перед штабными «фазанами», которых в душе презирал. Толстой становится
писателем — слугою и судьей общества. В «Современнике» уже напечатаны были
«Детство» и «Набег». Он страдал от свирепой цензуры, которая выбросила из
«Набега» самые значительные мысли о войне. Но Н. А. Некрасов приветствовал его
произведения, увидев в Толстом большого художника. О нем справляется И. С.
Тургенев, заметивший нового талантливого литератора на страницах журнала.
В Пятигорск приехали его сестра Мария Николаевна с мужем и
вышедший в отставку брат Николай. Теперь Лев Николаевич нашел свое жизненное
призвание, в писательстве видел свое будущее, но любимые брат и сестра, ради
встречи с которыми он, собственно, в этот раз приехал сюда, хотя и были рады
его литературному успеху, не это считали важным. Их волновало, что до сих пор
не имеет Левушка офицерского чина, а получив его, собирается уйти в отставку,
чтобы стать профессиональным писателем. Чины и карьера ему были теперь не
нужны. Иное его влекло.
Не понятый самыми близкими людьми, Лев Николаевич страдал —
ведь они были увлечены светской «бесполезной» жизнью, которую он уже осудил.
Это был первый разлад между ним и его семьей, его средой.
В походной военной жизни ему очень недоставало музыки.
Приехав на Воды в 1853 году, он сразу пошел на концерт знаменитой
виолончелистки Е. Кристиани, но остался холоден: музыка, исполняемая публично,
«с эффектами», не взволновала его. Зато он нашел желанное в семье Дроздовых.
Это было, пожалуй, его первое близкое знакомство с демократической интеллигенцией, думающей, просвещенной, живущей своим
трудом. В этой семье ему было легко.
Штаб-лекарь И. Е. Дроздов, разносторонне образованный, знал
и любил литературу и искусство. Он стал интересным собеседником человека, который
в свои 25 лет жаждал ответа на философские вопросы бытия и робко прокладывал
путь в литературу. Дроздов и сам писал. Он подарил пациенту-приятелю только
что вышедший в Ставрополе свой труд: «Кавказские Минеральные Воды». Это была
первая печатная книга, изданная на Северном Кавказе.
В доме Дроздовых обожали музыку, дочь, впоследствии К. И.
Любомирская, стала известной пианисткой. Вместе с Толстым они играли его любимые
произведения. Музыкальные вечера в гостиной Дроздовых постоянно собирали
любителей музыки, и генеральша Мерлини, хозяйка аристократического «салона» в
Пятигорске, нередко язвительно упрекала своих опоздавших гостей: «Должно быть,
слушал обедню у Дроздовых!».
В этой семье и после следили, как развивался талант их
приятеля, юнкера с пристально-сосредоточенным взглядом. Сын врача И. И.
Дроздов в «Записках кавказца», напечатанных позже, вспоминал, как не
по-графски прост был Толстой, как играл в четыре руки с его сестрой Клавдией:
«Выбор пьес был трудный, Лев Николаевич предпочитал Бетховена или Моцарта всем
остальным композиторам, и в особенности итальянской музыке, которую находил
«сладенькой». Но сестра играла достаточно хорошо, чтобы партии их проходили
возможно гладко».
Недавно отыскан дом, где жила эта семья, самая близкая
Толстому в Пятигорске (проспект им. Кирова, № 9). Сохранился и дом священника
В. Д. Эрастова (угол улиц К. Маркса и
Буачидзе № 12/8), где в одном из флигелей останавливались его брат и сестра. У
них он бывал ежедневно.
В это второе лето он работал уверенно. Сразу над пятью
вещами. Заканчивал «Отрочество»— продолжение «Детства». Кавказские очерки
складывались в новый рассказ «Рубка леса», по словам Некрасова «вещь
небывалую»: в ней впервые народ предстал в невыдуманных образах солдат среди
будничных подвигов войны. Символика заголовка не была случайной — война
безжалостно уничтожала жизни человеческие.
В пятигорском казенном саду сделан набросок казачьей повести
«Беглец»— самый ранний вариант будущих «Казаков». После встречи с разжалованными
в солдаты петрашевцами А. И. Европеусом и Н. С. Кашкиным, с которым Толстой
близко познакомился в Железноводске, написан очерк «Разжалованный» об
унижении человека в неправильно устроенном обществе. Судьба разжалованных — на
Кавказе их было много — быть может, послужила первым толчком для будущего
замысла «Декабристов». О них здесь многие помнили. Толстой и сам — дворянин,
граф в солдатской шинели — вызывал недоумение среди посетителей Вод. Однажды
его спросили, не из «несчастных» ли он? Так
здесь называли дворян, сосланных рядовыми в полки.
«Думал о рабстве»,— записал Толстой в пятигорском дневнике.
Здесь делал наброски к задуманному им антикрепостническому, как он сам записал
— «дидактическому» (поучительному) «Роману русского помещика». Используя опыт
собственной помещичьей деятельности, намеревался «изложить зло правления
российского» и доказать «несовместимость жизни образованного помещика с крепостным
рабством». Эти мысли воплотятся позднее в «Утре помещика», к ним восходят в зрелую пору образ Левина в «Анне
Карениной» и некоторые сцены «Воскресения».
«Пишу с таким увлечением, что мне тяжело даже: сердце
замирает. С трепетом берусь за тетради»,— помечено в дневнике 14 сентября, во
время писания «Записок маркера». В состоянии большого творческого подъема был
начат этот рассказ и закончен за четыре дня. Им Толстой дорожил особенно,
из-за основной мысли: так, как живет дворянство («образованное общество»),
жить более нельзя!
8 октября 1853
года Толстой уехал в станицу Старогладковскую, где стояла его батарея.
Почти полгода жизни Толстого на Водах оказались не просто
периодом лечения: здесь в величайшем духовном напряжении формировалась личность
писателя-гуманиста, его истинное признание - силой художественного слова
сражаться за совершенство жизни. Здесь молодой Толстой вырастал в мыслителя,
искателя истины, великого художника, высокую оценку которому дал В. И. Ленин.