В дороге
<…>
И теперь по дороге из Саратова в Астрахань было о чем подумать. В лодку била
волна. В ее глухом повторяющемся звуке было что-то похожее на музыку. Тянулись
берега то крутые, то отлогие. За ними лежали необъятные поля, маленькие
деревушки. Голубело небо, которое в эти дни ранней весны с каждым днем становилось
все выше и выше. Особенно хорошо было вечерами. К западу стягивались тучи, они
насквозь пронизывались заходящим солнцем. Все теряло свои четкие очертания — и
дома, и люди, и деревья. Шумела Волга, со свистом проносились стаи диких птиц —
в низовьях их становилось все больше и больше,— от горящих на берегах костров
доносились незнакомые голоса. Было все это очень просто и мудро и совсем-совсем
не так, как в Петербурге.
Как возникло у Льва Николаевича желание ехать на Кавказ? В
декабре 1850 года с Кавказа приехал брат Николай Николаевич. Он служил там в Кавказском корпусе. В семье, которая росла без
родителей, Николай Николаевич был старшим. Его очень любили. Лев Николаевич
сохранил трогательные воспоминания о брате, который умер на 37-м году жизни у
него на руках.
После Петербурга Толстой жил то в Ясной Поляне, то в Туле, с
которой был связан службой в губернском правлении, то в Москве. Он находился в
эту пору во власти разнообразных помыслов и исканий. И когда старший брат в
конце своего отпуска предложил Льву Николаевичу поехать вместе на Кавказ, он
дал согласие. 29 апреля Лев Николаевич отправился из Ясной Поляны в Тулу,
чтобы оттуда вместе с братом следовать
на Кавказ.
Чувством глубокой привязанности и любви пронизаны воспоминания
Льва Николаевича о брате. «Он был удивительный мальчик
и потом удивительный человек. Тургенев говорил про него очень верно, что он не
имел только тех недостатков, которые нужны для того, чтобы быть писателем...
Ему совершенно неинтересно было, что о нем думают люди. Качества же писателя,
которые у него были, были прежде всего тонкое
художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушие, веселый юмор,
необыкновенное, неистощимое воображение и правдивое, высоконравственное
мировоззрение, и все это без малейшего самодовольства».
На любовь Льва Николаевича старший брат отвечал тем же. Об
этом свидетельствует в своих воспоминаниях А. А. Фет: «Он, видимо, обожал
младшего своего брата Льва, но надо было слышать, с какой иронией он отзывался
о его великосветских похождениях».
А жизнь Льва Николаевича не была свободна от «великосветских
похождений». Поправляя своего биографа П. И. Бирюкова, который хотел несколько
затушевать ошибки молодого писателя, Лев Николаевич, читая рукопись первого
тома «Биографии», дописал, что именно в эту пору — имеется в виду 1850 год —
пережил он еще с большей силой, чем прежде, «период кутежей, охоты, карт,
цыган». Все действительно было. Молодой Толстой проиграл соседу, помещику
Огареву, 4000 рублей (правда, проигрыш был потом
отыгран). Цыганская музыка сделалась его страстью. В Туле был великолепный
цыганский хор. Он пел хорошие, народные песни. Они и стали предметом увлечения
молодого Толстого. Но вот что интересно. Если многие прожигатели
жизни в цыганской песне искали только экзотику, сопутствующую кутежам, то Лев
Николаевич искал в ней «народный корень», и в этом качестве она вошла потом в
его литературно-творческую деятельность. О ней идет речь в рассказе «Святочная
ночь», писавшемся на Кавказе, она звучит в «Живом
трупе». В планы Толстого входило даже создание произведения из цыганского
быта. В дневнике 8 декабря 1850 года он записал: «Записки свои продолжать
теперь не буду, потому что занят делами в Москве, ежели
же будет свободное время, напишу повесть из цыганского быта».
Tyт же рядом
есть и другая характерная запись: «Я дал себе слово не напиваться». Тот образ
жизни, который вела светская молодежь, не удовлетворял будущего писателя.
«Это не мое назначение»,— писал в дневнике в эту же пору Толстой. В нем
происходила борьба между человеком, искавшим свое высокое предназначение в
жизни, и человеком светской среды, ведущим жизнь пустую
и бесцельную. Толстой отдал дань предрассудкам своей среды, ибо, как писал он
сам, к лени обязывает положение «молодого человека, соединяющего в себе
некоторые условия; а именно образование, хорошее имя и тысяч 10 или 20
доходу».
Эта борьба двух противоположных начал происходила в душе
молодого Толстого накануне поездки на Кавказ. Теперь, наверное, нет человека,
который не знал бы, к чему привела суровая битва в душе Толстого. Он победил в
себе аристократа, он вырос в великого творца, гиганта, в «великое зарево
света», как хорошо сказал о нем румынский писатель К. Доброджану-Геря.
Благодаря гению Толстого эпоха подготовки революции в нашей стране выступила,
по словам В. И. Ленина, «как шаг вперед в художественном развитии всего человечества».
Это произошло не вдруг. Борьба заняла годы. Она стоила
писателю больших усилий, тяжелого труда, невзгод, страданий. В этой великой борьбе
за будущее поездка на Кавказ, выражаясь военным языком, носила характер
разведки боем, вылазки, небольшого сражения, расчищавшего дорогу для решающей
битвы за большое и светлое искусство.
Толстой, если не порывал еще полностью с паразитической средой,
то сделал первый мужественный и верный шаг по пути сближения с народом.
Он прислушивался к голосу своей души. С каждым днем все
более и более укреплялся Толстой в мысли, что в творчестве — его жизненное
предназначение. Это был зов творческой натуры, призыв к деянию, преобразующему
жизнь на справедливых началах добра и правды. Мужественным напряжением воли
Толстой стремился разорвать путы, которые связывали его. Они были тем крепче,
что уходили в прошлое — к отцу, к предкам, к старинному роду аристократов.
«Свой круг» расслаблял душу. В конце 1850 года Лев Николаевич записал: «Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои
почти все оставил и духом очень упал».
Одним из самых чудесных результатов пребывания Толстого на
Кавказе была его совершенная по художественной форме, правдивая в каждом слове
повесть «Казаки». Героем этой повести является едущий из Москвы на Кавказ
Оленин. Оленин не Толстой. Но в характеристике Оленина нельзя не почувствовать
настроения, с которым ехал на Кавказ Лев Николаевич. В самом деле: «В
восемнадцать лет Оленин был так свободен, как только бывали
свободны русские богатые молодые люди сороковых годов, с молодых лет
оставшиеся без родителей. Для него не было никаких — ни
физических, ни моральных оков: он все мог сделать, и ничего ему не нужно было,
и ничто его не связывало. У него не было ни семьи, ни отечества, ни
веры, ни нужды. Он ни во что не верил и ничего не признавал. Но, не признавая
ничего, он не только не был мрачным, скучающим и резонерствующим юношей, а,
напротив, увлекался постоянно... Но отдавался он всем своим увлечениям лишь
настолько, насколько они не связывали его... Он раздумывал
над тем, куда положить всю эту силу молодости, только раз в жизни бывающую в
человеке,— на искусство ли, на науку ли, на любовь ли к женщине или на
практическую деятельность,— не силу ума, сердца, образования, а тот неповторяющийся
порыв, ту на один раз данную человеку власть сделать из себя все, что он хочет,
и, как ему кажется, из всего мира все, что ему хочется».
С Кавказом у Оленина связываются великие стремления
«сделать из себя все, что он хочет». «Уезжая из Москвы, он находился в том
счастливом, молодом настроении духа, когда, сознав прежние ошибки, юноша вдруг
скажет себе, что все это было не то,— что все прежнее было случайно и
незначительно, что он прежде не хотел жить хорошенько, но что теперь, с выездом его из Москвы, начинается
новая жизнь...»
Не правда ли, это состояние Оленина очень похоже на
состояние Толстого, уезжавшего на Кавказ? Своими думами
наделил Лев Николаевич в одном из черновых вариантов «Казаков» Оленина,
говорившего «себе, что ехал для того, чтобы быть одному, чтобы испытать нужду,
испытать себя в нужде, чтобы испытать опасность, испытать себя в опасности,
чтоб искупить трудом и лишениями свои ошибки, чтобы вырваться сразу из старой
колеи, начать все снова — и свою жизнь и свое счастье».
Поездка по Волге приносила неизъяснимое наслаждение. Она
вырвала Льва Николаевича из обычной для него обстановки и среды, удовольствия
которой стоили слишком дорого.
Была лучшая пора года — весна: весне Лев Николаевич
предпочитал любую часть года. Именно весной чувствовал он пробуждение сил,
ощущал в себе способность на деяния красоты великой и доброй.
С лодки Толстой мог часами смотреть по сторонам. Глаза его
раскрывались шире, он весь порывался на голос человеческой песни, доносившейся
откуда-то издалека. Ему казалось, что там, вдали, происходит что-то очень
важное, главное и что он должен быть там. Это чувство было ему знакомо и
раньше. Оно рождалось из непреодолимого желания охватить весь мир, вместить
его в своей душе и - кто знает? - вернуть людям в виде искреннего, правдивого
слова.
<...> Из Астрахани братья 27 мая выехали
в Кизляр, а оттуда — в станицу Старогладковскую на
Тереке: там находилась 4-я батарея 20-й артиллерийской бригады, в которой
служил Николай Николаевич. За Кизляром все чаще и чаще стали появляться
признаки беспокойной кавказской жизни. Встречные рассказывали об опасностях,
подстерегающих на кавказских дорогах. Ночью передвигаться не советовали. По
дороге проносились с ружьями за спиной
казаки, попадались едущие в
арбах на высоких колесах красивые казачки. Но самое сильное впечатление произвели
внезапно возникшие слабые очертания далеких гор. Это был величественный и
зримый образ Кавказа. В пору работы над «Казаками» этим своим сильным и ярким
чувством Толстой наделил Оленина — жителя среднерусской степной полосы: «Утро
было совершенно ясное. Вдруг он увидал — шагах в двадцати от
себя, как ему показалось в первую минуту,— чисто-белые громады с их нежными
очертаниями и причудливую, отчетливую воздушную линию их вершин и далекого
неба. И когда он понял всю даль между им и горами и небом, всю громадность гор, и когда
почувствовалась ему вся бесконечность этой красоты, он испугался, что это
призрак, сон. Он встряхнулся, чтобы проснуться. Горы были все те же».
Лев Николаевич хорошо почувствовал не только всю
необъятность гор, но и необъятность всего того, что с ними было связано и что
вмещалось в одном коротком, но исторически емком слове — «Кавказ». С ним
теперь связывалась жизнь писателя.