1.Краткая хроника жизни и творчества.
2.Портреты
М.Ю.Лермонтова.
3.Хронология пребывания на Северном Кавказе.
4.Лермонтовские места Северного Кавказа.
5.Северный
Кавказ в произведениях М.Ю. Лермонтова.
6. Северный Кавказ в картинах, рисунках, акварелях
М.Ю. Лермонтова.
7. Статьи о М.Ю. Лермонтове.
8. М.Ю. Лермонтов для детей.
9. Библиография.
10. Интернет-ресурсы.
11. Викторина - путешествие. |
город Кисловодск
С этими местами Лермонтов
познакомился еще в детские годы, когда Кисловодск был маленьким поселением,
расположенным рядом с крепостью.В то время он наблюдал за
своеобразной жизнью только в самом поселке. Опасности, связанные с
военной обстановкой, препятствовали ему тогда ознакомиться с окрестностями
Кисловодска. Он мог лишь издали любоваться панорамой гор и с увлечением
слушать рассказы тех, кто побывал в диких ущельях и видел причудливую
красоту окрестных скал и шумных водопадов.
Кольцо-гора.
Одно из любопытных созданий природы. Отсюда можно любоваться красивейшими
видами окрестностей Кисловодска, вдохновенно воспетыми великим поэтом.«Верстах в трех от
Кисловодска, - читаем в повести «Княжна Мери», - в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образованные
природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них
бросает на мир свой последний пламенный взгляд».
В наши дни по цветущей
долине, где когда-то пролегала дорога, по которой ездил Лермонтов в
Кисловодск, протянулись железнодорожный путь и автомобильное шоссе.
Лермонтовская площадка.
По прибытии в Кисловодск Печорин записал в дневнике: «В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, начинают мелькать
вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздается до
поздней ночи».
В кисловодской
ресторации
собиралось находившееся на водах общество. Там обычно устраивались балы и
другие развлечения. К сожалению, здание
ресторации не сохранилось. Но если пройти белую колоннаду центрального
входа в курортный парк, в окружении высоких деревьев откроется
расположенное на небольшой возвышенности каменное сооружение - Лермонтовская площадка.
Построена она в 1948 году,
чтобы навсегда сохранить место, где с 1823 по 1944 год стояло деревянное
здание кисловодской ресторации связанное с памятью о поэте. Не только Лермонтовская площадка, но и вся местность, примыкающая к источнику нарзана,
интересна в этом отношении. Когда-то здесь был центр зарождавшегося
курортного городка. В этих местах чаще всего приходилось бывать поэту во
время приездов в Кисловодск.
Рядом с Лермонтовской
площадкой расположена нарзанная галерея, где находится тот же самый
источник нарзана, который существовал при Лермонтове. Правда, это место
стало совершенно неузнаваемым в результате многочисленных перестроек и
усовершенствований.
Не осталось следа от
деревянной купальни, в которой Печорин перед дуэлью принимал освежающую
ванну. «Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные
и душевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто
собирался на бал». В районе нарзанного источника стоял небольшой дом Е.А.Хастатовой, впоследствии снесенный за ветхостью. В нём останавливалась
Е.А. Арсеньева со своим внуком Мишей Лермонтовым во время посещения
Кисловодска в 1825 году.
Дом Реброва (ул. Коминтерна,
3).
Подымаясь
по лестнице на верх Лермонтовской площадки, можно пройти к двухэтажному
дому с длинными деревянными галереями. Это основательно перестроенный дом
А.Ф. Реброва, знаменитый тем, что в нем в 1829 году останавливался
А.С.Пушкин, а в 1837 году, по преданию, жил М.Ю.Лермонтов. Широкую
известность на Кавказских Минеральных Водах этот дом получил после выхода в
свет романа «Герой нашего времени» как «дом княжны Мери».
Кисловодская крепость.
В парке вдоль небольшой горной речушки, метров через 150-200 справа, на
высоком берегу, видно большое здание, украшенное колоннами и спускающимися
к речке лестницами, - санаторий «Крепость».Такое название он получил
потому, что находится на том месте, где до 1862 года стояла кисловодская
крепость. Построена крепость была в 1803 году с целью «обезопасить
приезжавших в Кисловодск больных, а также заводившиеся там постройки от
нападения горцев». С южной стороны санатория можно и сейчас увидеть остатки
крепостной стены с бойницами, угловую башню и ворота, возведенные при
реконструкции в 1850-х годах.В повести «Княжна Мери»
крепость упоминается несколько раз.
Лермонтовская скала
(ущелье
реки Ольховки, в 4 километрах от Кисловодского парка).
Лермонтовская скала, известна как место дуэли Печорина с Грушницким.Приняв нарзанную ванну,
Печорин возвратился к себе на квартиру, где его ожидал доктор Вернер.Вот они отправились к месту
поединка: «Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы
пустились. Мигом проскакали мимо крепости через слободку...»
He
трудно заметить, что Лермонтов, как всегда, точен. Действительно, путь к
ущелью, где была назначена встреча, пролегал вдоль реки Ольховки, мимо
крепости, а остатки которой сохранились. Читаем дальше: «Въехали в ущелье,
по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно
пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться
вброд...»
Это ущелье было хорошо
знакомо Лермонтову. Не случайно в повести, несколькими страницами раньше,
именно сюда поскакал Печорин, чтобы развеять мысли после объяснения с
княжной Мери: «Я был взволнован и поскакал в горы... Росистый вечер дышал
упоительной прохладой. Луна подымалась из-за темных вершин; каждый шаг моей
некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий; у водопада я напоил
коня...»
Речь идет о водопаде,
называемом теперь Лермонтовским.Детальное описание этих мест
свидетельствует, что они не раз избирались Лермонтовым для прогулок. И,
конечно же, выражением его личных впечатлений является описание: «Я не
помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых
вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи
наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. В ущелье не проникал
еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов…»
И вот Печорин со своим
секундантом подъехал туда, где ждали противники. Местом дуэли он
предложил избрать вершину одной из скал: «Узкая тропинка вела между
кустами на крутизну...» Той тропинки уже нет - это, видимо, результат
разрушительного действия ветров и дождей.
Точность
лермонтовских описаний местности подчеркивалась не раз. Но речь идет не о
топографической точности, хотя и она имеет немалое значение. Лермонтов был
великим художником. Описывая эти места, он озарил их волшебным светом
поэтического слова, раскрыл их очаровательную красоту, которая покоряет нас
и вызывает чувство искренней благодарности поэту.
|