Михаил       Юрьевич      Лермонтов

   1814 - 1841

Введение Русские писатели
на Северном Кавказе
Ставропольские
поэты и писатели
Визитная карточка
Северного Кавказа
1.Краткая хроника жизни и творчества.

2.Портреты М.Ю.Лермонтова.

3.Хронология пребывания на Северном Кавказе.

4.Лермонтовские места  Северного Кавказа.

5.Северный Кавказ в произведениях М.Ю. Лермонтова.

6. Северный Кавказ в картинах, рисунках, акварелях М.Ю. Лермонтова.

7. Статьи о М.Ю. Лермонтове.

8. М.Ю. Лермонтов для детей.

9. Библиография.

10. Интернет-ресурсы.

11. Викторина - путешествие.

Картины, рисунки, акварели

Кавказу Лермонтов посвятил и многие свои рисунки, картины. Он был одним из первых, кто начал писать этот край в духе романтической живописи. Во время первой ссылки Лермонтов создал «порядочную коллекцию» рисунков, послуживших затем материалом для живописных работ. В альбоме, который был у него на Кавказе в 1840-1841 годах, наиболее интересны рисунки, изобра­жающие моменты боевой жизни в Чечне и Дагестане, в том числе эпизоды сражения при Валерике.

 

 

Детский рисунок Лермонтова.

Акварель. Автограф на французском языке:" М.Л. год 1825. 13 июня на Горячих водах".

 

На самой ранней из дошедших до нас лермонтовских акварелей изображён Горячеводск (нынешний Пятигорск), куда возила лечить Лермонтова его бабушка Е.А. Арсеньева.

 

 

 

 

 "Черкесы". Рукопись поэмы Лермонтова.

Титульный лист с эпиграфом из поэмы Пушкина "Кавказский пленник". 1828г.

 

 "Черкесы" - первая поэма Лермонтова, написанная им в Чембаре, уездном городке Пензенской губернии, близ которого находилось имение Тарханы.

 

 

 

 

 

 

 

"Кавказский пленник". Фронтиспис.

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Гуашь. 1812 г.

 

Рисунок Лермонтова - это автоиллюстрация к собственной поэме "Кавказский пленник", написанной в подражание пушкинской поэме. На рисунке - скачущий на коне черкес влачит на аркане русского пленника.

 

 

 

 

 

 

Нападение.

Акварель М.Ю. Лермонтова. 1829 г.

 

Путешествие Мишеля Лермонтова с бабушкой Е.А. Арсеньевой в имение Хастановых Шелкозаводск, или Шелковое, на Тереке, находящимся  возле самой  кордонной линии, было небезопасно. На дорогах стояли казачьи пикеты, переезды совершались под охраной вооружённого отряда. Рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу, поражали воображение юного Лермонтова.

 

 

Автопортрет Лермонтова.

Акварель. 1837 - 1838 гг.

 

М.Ю. Лермонтов послал свой портрет в подарок В.А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой). Боясь, что муж из ревности подаренный портрет может уничтожить, не оставила его у себя, а передала своей близкой приятельнице А.М. Верещагиной. Многие годы этот портрет (подлинник) находился за границей у потомков Верещагиной и лишь в 1995 г. был обнаружен в Западной Германии, а в 1961 г. при содействии И.Л. Андроникова возвращён на родину.

 

 

 

 

 

"Волобуева мельница" (Ночной пейзаж)

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Тушь. 1837г.

 

Лермонтов приходил сюда не раз. Об этом свидетельствует его второй рисунок, подписанный "21 мая после прогулки на мельницу Волобуева". Владелец мельницы, почётный гражданин Ставрополя, богатый купец Волобуев, был известен и как строитель зданий губернских присутственных мест, созданных по проекту братьев Бернардацци.

 

 

 

 

"Волобуева мельница"

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837 г.

 

Рисунок подписан Лермонтовым. В левом нижнем углу надпись: " 1837 года 13 мая. Волобуева мельница".

В 1837 году заболевший по дороге на Кавказ Лермонтов лечился в военном госпитале г. Ставрополя. Сразу за госпиталем начинался глубокий овраг, весь поросший лесом и спускавшийся к речке Ташле. Едва заметная тропинка через лес приводила к деревянной водяной мельнице купца Волобуева.

 

 

 

 

 

 

 

"Воспоминание о путешествии".

Рисунок М.Ю. Лермонтова.Карандаш. 1837 г.

 

Французские и английские реплики двух беседующих в переводе на русский означают: "Эльбрус! -о - о но скала Канкаль! ( игра слов " nocher de Cancal" означает также название ресторана в Париже). Ответная английская реплика: " О, замечательно!" Ниже, тоже рукой Лермонтова: "Воспоминания о путешествии".

 

 

"Сцены из ставропольской жизни".

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.  1837 г.

 

В рисунках Лермонтова нашли своё отражение не только природа, но и военный быт г. Ставрополя. Сценки эти шуточные. Лермонтов изобразил несколько лиц из его ставропольского окружения, в том числе двух генералов. В одном из них, усердно и размашисто крестящемся, узнаётся Г.В. Розен, командир отдельного Кавказского корпуса, под начальством которого служил Лермонтов.

 

 

 

 

Бештау близ Железноводска.

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837 г.

 

На рисунке изображена улица в посёлке Иноземцево (бывшая Шотландка, или Каррас), находящемся в 8 км от Железноводска. На заднем плане, закрывая собою небосклон, высится гора Бештау. Окрестности посёлка не случайно так тщательно зарисованы Лермонтовым. Поэтому хотелось сохранить память об этих местах, где ему часто приходилось бывать и в детские годы и особенно в 1837 году.

 

 

 

Перестрелка в горах Дагестана.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1840 - 1841 гг.

 

Рассказы о кровопролитных сражениях и схватках с горцами, о засадах и нападениях, подстерегавших казаков на каждом шагу, - всё о чём не раз он слышал в детстве, живя в имении Хасматовых на границе Чечни , стало суровой реальностью походной жизни ссыльного Лермонтова.

Об утомительном бое русских с черкесами Лермонтов и "рассказал" средствами живописи, где угадывается ландшафт нижней части каньона реки Сулак.

 

 

Черкес.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

 

С юных лет живой интерес вызывали у Лермонтова мужественные и суровые, гордые и свободолюбивые обитатели Кавказа, с которыми ему приходилось встречаться на Горячих Водах.

Портрет черкеса исполнен маслом по памяти в Новгородской губернии, в период пребывания поэта в Гродненском гусарском полку.

 

 

 

 

 

 

 

Воспоминание о Кавказе.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

 

Где бы ни был, чем бы ни занимался и чем бы ни был увлечён Лермонтов, образ Кавказа везде неотступно сопровождал его, волновал его чувство и воображение.

Картина написана в Новгороде во время службы в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах.

 

 

Пятигорск.

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1837 - 1838 гг.

 

Живописный пейзаж Лермонтова связан с его литературным замыс лом и, не являясь прямой иллюстрацией к тексту, соседствует со страницами "Героя нашего времени".

Кто-то с тросточкой в синем сюртуке и цилиндре, из "водяного общества", описанного в "Княжне Мери", поднимается  вверх по склону Машука к гроту в скале (прозванному позднее Лермонтовским). С террасы открывается вид на Пятигорск. Дальше - долина Подкумка, вершины Юцы и Джуцы, а за ними - белый двуглавый Эльбрус.

 

Горское селение.

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1840 - 1841 гг.

 

Горой от солнца заслонённый,

Приют изгнанников смиренный,

Между кизиловых дерев

Аул рассыпан над рекою;

Стоит отдельно каждый кров,

В тени над дымной пеленою.

Здесь в летний день, в полдневный жар,

Когда с камней восходит пар,

Толпа детей в траве играет...

Измаил - Бей. 1832 г.

 

 

Эпизод из сражения при Валерике 11 июля 1840 года.

Акварель М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина. 1840 г.

 

 

Чеченское название "Валерик" означает "Речка смерти". Валерикское сражение оставило неизгладимый след в памяти и судьбе Лермонтова. оно потрясло бессмысленной жестокостью. Лермонтов по-новому подошёл к изображению человека на войне и показал трагизм войны: горцы, к которым поэт относился с уважением, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того чтобы жить в мире и братстве.

 

 

"При Валерике. 12 июля".

Акварель М.Ю. Лермонтова. 1840 г.

 

Жестокую правду военных действий на Кавказе, свои размышления о войне вообще Лермонтов отразил в стихотворении "Валерик"

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом.

А там, вдали, грядой нестройной,

Тянулись горы - и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: "Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

                                                                                           Под небом места много всем.

                                                                                           Но беспрестанно и напрасно

                                                                                           Один враждует он - зачем?

 

  назад

 

 
Яндекс.Метрика
© Ставропольская краевая детская библиотека им.А.Е. Екимцева, 2013-2015. Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на palitra.ekimovka.ru