Александр       Сергеевич       Пушкин

    1799 - 1837

Введение Русские писатели
на Северном Кавказе
Ставропольские
поэты и писатели
Визитная карточка
Северного Кавказа
1.Краткая хроника жизни и творчества.

2.Портреты А.С.Пушкина.

3.Хронология пребывания на Северном Кавказе.

4.Пушкинские места  Северного Кавказа.

5.Северный Кавказ в произведениях А.С.Пушкина.

6. Северный Кавказ в картинах, рисунках, акварелях А.С. Пушкина.

7. Статьи о А.С. Пушкине.

8. А.С. Пушкин для детей.

9. Библиография.

10. Интернет-ресурсы.

11. Викторина - путешествие.

Картины, рисунки, акварели

Рисунки А.С.Пушкина – это прежде всего рисунки поэта, который, по словам Л.Толстого, «думал стихами». Сам поэт признавался:

 

                                        Меж непонятного маранья

                                        Мелькают мысли, замечанья,

                                        Портреты, числа, имена,

                                        Да буквы, тайны письмена.

 

Рисунки  возникали  у Пушкина главным образом вокруг стихотворных текстов в процессе творчества, между появляющимися строчками, на полях черновиков или даже поверх них. Он чертил, когда задумывался, а задумываясь, выводил пером очертания людей и вещей, занимавших его мысль. Из полутора тысяч пушкинских рисунков едва ли не половина – портреты и автопортреты.

 

 

           А.С.Пушкин. Автопортрет. 1817-1818(?) гг.

 Ещё в лицее А.С.Пушкин с друзьями мечтал об издании первой книги своих стихов. Он уже отобрал стихотворения, пересмотрел тексты, многое изменил, сократил, надписал красивый титульный лист – «Стихотворения Александра Пушкина. 1817». Книгу его стихов должен был открывать автопортрет, сделанный в стиле портретов, помещаемых в изданиях поэтических сборников в начале века, - в круге на чёрном поле. Товарищи взялись переписывать рукопись будущей книги стихов, но издание не состоялось.

 

 

     

       А.С.Пушкин. Черкес на фоне Бештау. Иллюстрация к поэме «Кавказский пленник». 1821-1822гг.

 

В поэме "Кавказский пленник" (1820-1821) А.С.Пушкин вывел романтического героя с присущими ему, по словам поэта, «равнодушием к жизни и к её наслаждениям, преждевременной старостью души». Герой поэмы – беглец, «отступник света», покинувший «родной предел», ведомый «весёлым призраком свободы».

 

 

 

 

 

 

            А.С.Пушкин. Тазит. 1829г.

 Поэма «Тазит» была начата Пушкиным вскоре по возвращении из Арзрума. В поэме реалистично описана своеобразная жизнь горцев, распространенный обычай аталычества (отдавать малолетних сыновей на воспитание в чужие аулы и к другим народностям), воинские забавы молодёжи, и высказаны мысли об исторической судьбе этого народа.Вновь он вернулся к работе над ней в 1833 году, так и не окончив ее.

 

 

 

 

     

             А.С.Пушкин. Два автопортрета. 1826г.

 

«Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый», - признавался А.С.Пушкин Вяземскому. На верхнем портрете изображён юноша, на нижнем – молодой мужчина. Они отличаются прежде всего акварельной техникой, живописными оттенками, достигнутыми заливкой и размывкой. На верхнем портрете – Пушкин до ссылки, на нижнем – после возвращения. Рисунки эти, вероятно, делались во время беседы с приятелями, в ответ на их наблюдения – изменился поэт или не изменился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      А.С.Пушкин. Дарьяльское ущелье. В рукописи стихотворения «Страшно и скучно…». 1829г.

 Повторяющиеся рисунки наклонённых деревьев и косо сбегающие столбцы строк создают единое ритмически организованное пространство словесно-изобразительной картины в самом точном смысле слова, тем более замечательно, что в ней нет ни намёка на сознательное «картинное» задание. 

Меж горных стен несётся Терек,

Волнами точит дикий берег,

Клокочет вкруг огромных скал,

То здесь, то там дорогу роет,

Как зверь живой, ревёт и воет  -

И вдруг утих и смирен стал.

 

 

          А.С.Пушкин. Автопортрет. 1827-1830гг.

 Большой автопортрет Ушаковского альбома  - это настоящее изображение поэта, одновременно и возвышенное и жизненное. Черты живого пушкинского лица переданы с великолепной стремительностью штриха. Ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, нет той вдохновенности, которая есть в автопортрете Пушкина.

 

 А.С. Пушкин. Казак и черкес, курган со сторожевым постом над рекой.1820г.

"Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую реакцию...Это не отдельные буквы, условно соединённые между собою для образования слова, - это единая, непрерывная графическая линия, образующая внутри себя символы для звуков...Языки росчерков - источник рождения пушкинского рисунка. Это мост между графикой его слова и графикой его образа".

                                                                                                                      А.Эфрос

 

           А.С.Пушкин. Автопортрет в бурке, верхом. 1829г.

Во время похода на Арзрум, «когда войска, совершив трудный переход, отдыхали в долине Инжау, неприятель внезапно атаковал переднюю цепь нашу… Поэт, в первый раз услышав около себя столь близкие звуки войны, не мог не уступить чувству энтузиазма. <> …Пушкин, одушевлённый отвагою, столь свойственною новобранцу-воину, схватив пику после одного из убитых казаков, устремился противу неприятельских всадников. Можно поверить, что донцы наши были чрезвычайно изумлены, увидев перед собою незнакомого героя в круглой шляпе и бурке». (Из воспоминаний генерала Н.И.Ушакова.)

 

А. С. Пушкин. Верховой казак с пикой. 1829г.

Точный и лёгкий рисунок А. С. Пушкина передаёт его впечатления от второй поездки на Кавказ ( с мая по сентябрь 1829 года).

 

 

 

  назад

 
© Ставропольская краевая детская библиотека им.А.Е. Екимцева, 2013-2015. Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на palitra.ekimovka.ru