Литературное         краеведение

Введение Русские писатели
на Северном Кавказе
Ставропольские
поэты и писатели
Визитная карточка
Северного Кавказа

 

1. Андрианова Г.П.

 2. Афремова О.А.

 3. Ащеулов В.А.

 4. Баев Г.К.

 5. Байдерин В.А.

 6. Батурина Т.П.

 7. Бибик  А.П.

 8. Бойко С.П.

 9. Гнеушев В.Г.

 10. Гонтарь Т.А.

 11. Грязев В.Н

 12. Губин А.Т.

 13. Дроздов С.С.

 14. Дятлов В.С.

 15. Екимцев А.Е.

 16. Епанешников     Л.Ф.

 17. Иванова Е.Л.

 18. Исаков А.М.

 19. Кашпуров И.В.

 20. Кожевников В.И.

 21. Колесников В.С.

 22. Колесников Г.М.

 23. Коротин А.В.

 24. Котовская Р.Н.

 25. Малышев А.А.

 26. Маляров В.К.

 27. Мосинцев А.Ф.

 28. Романов И.С.

 29. Сляднева В.И.

 30. Сургучев И.Д.

 31. Усов М.В.

 32.Фатеев Г.С.

 33. Хетагуров К.Л.

 34. Ходарев В.В.

 35. Чернов В.С.

 36. Шелухин Т.С.

 37. Шилин Г.И.

 38. Шумаров Г.М.

 39. Яковлев В.

 40. Библиография

Бойко Сергей Павлович 

( 1932 - 2005)        

    

Если  говорить о детских писателях, как о просветителях и популяризаторах литературоведческих знаний, то в первую очередь надо назвать имя Сергея Павловича Бойко. Он родился в 1932 году в Казахстане. А в 1934 его семья переехала в Ставрополь, где  прожил  Сергей Павлович всю свою жизнь. Бойко С.П. по образованию историк, работал вначале сотрудником Ставропольского краевого архива, а затем – заведующим кабинетом кафедры истории  Ставропольского сельхозинститута. В фонде кабинета имелось множество подшивок научно-популярных журналов, материалы из которых легли в основу созданной писателем огромной картотеки журнальных и газетных статей (более 2 тыс. карточек). Благодаря собранной интересной информации,  собственной любознательности и литературному дару Сергей Павлович начал писать и издавать научно-популярные книги, адресованные юным читателям: «Загадки древних страниц» (об истории письменности), «Первобытные архимеды» (рассказы об истории вещей), «У истоков великих открытий».  В 1991 году в ставропольской краевой детской библиотеке прошла презентация  книги Сергея Бойко  «Кунсткамера: музей исторических сюжетов», получившая  положительный  отклик среди читателей-детей и педагогов. Основным предметом дальнейшей  литературной деятельности  писателя стала «сказочная тема». В 1992 г. вышла в свет его книга «Волшебная страна Шарля Перро». Кто не знает  чудесных историй французского сказочника? Но не все даже задумываются о том, что эти сюжеты не могли быть просто придуманы писательской фантазией. Спящая красавица, Красная Шапочка, красавица и чудовище и многие другие литературные персонажи  пришли из древнего,  даже первобытного мира. Как это произошло и  описывает  Сергей Павлович  в своей книге. В 1996 году  был издан первый том из  серии «Тайны сказки» под названием «Чудесные зонтики Оле Лукойе», в 1997г.  – второй том «Великие сказочники мира», который вошёл в десятку победителей общероссийского конкурса на «Самую нежную книгу».  В этой книге собраны  рассказы о великих сказочниках от древних времён до наших дней: Апулее, Гофмане, братьях Гримм, Аксакове, Андерсене, Ершове, Афанасьеве, Киплинге, Чуковском, Успенском…

Издан и третий том из серии «Тайны сказки» - художественное исследование «В волшебной пушкинской стране», посвящённое сказкам А. С. Пушкина. Уже после смерти писателя, в 2005 году, были изданы две его книги «Шарль Перро» (из серии ЖЗЛ) и «В некотором царстве, в некотором государстве» (из серии «Тайны сказок»). Все эти книги помогают юному читателю выяснить, как создавались самые известные сказки, понять какая правда стоит за их сюжетами, познакомиться с историей их создания.  Разве неудивительно узнать, что остров Буян из сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане» действительно существует и у него есть своя история, что ни в каких других сказках мира нет Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и избушки на курьих ножках, что замок Людоеда, описанный Шарлем Перро в сказке про Кота а сапогах, до сих пор стоит на реке Луаре во Франции. Таких объяснений много в книгах С.П. Бойко. Причём важно, что они не разрушают сказочный мир, не приводят к отрицанию сказки, а наоборот, дополняют её художественный смысл.Имя Сергея Павловича Бойко тесно связано со Ставропольской краевой детской библиотекой им. А. Е. Екимцева. Он был гостем на многих библиотечных мероприятиях, на которых рассказывал о том, как рождаются его книги, читал отрывки из своих произведений, с удовольствием отвечал на вопросы юных «почемучек».В 2006 году краевым отделением Российского Детского Фонда в память о ставропольском писателе, работавшем в редком жанре научно-художественной литературы для детей, была учреждена ежегодная краевая общественная премия  имени С.П. Бойко.

 

Бойко С. Масляная лампа [Текст] : [рассказ] / С. Бойко // Бойко С. Первобытные архимеды: рассказы об истории вещей. – Ставрополь, 1977. – С.60-63.

 

 Масляная лампа

 

Великий полководец Ганнибал всю свою жизнь провёл в походах. Маленьким мальчиком он сопровождал боевые колонны своего отца и спал в его походном шатре. А когда подрос и стал надеждой гордого Карфагена, сам повёл войска в далёкие победоносные походы.Он привык спать на холодной земле, завернувшись в меховую шубу, служившую ему постелью и одеялом.Скромности у командира учились и воины. Ни одной лишней вещи не возил он в своём возке. Но всегда была с ним небольшая глиняная лампа. Вечерами или глубокой ночью она стояла возле Ганнибала, когда вместе с другими военачальниками он намечал план боя или обсуждал итоги операции.

Лампа была очень простой и удобной в обращении. Животный жир или масло наливали в специальное углубление и в него опускали пучок растительных волокон или кусок верёвки, фитиль. Внешне лампа напоминала плоскую уточку с небольшим хвостом и клювом.Путешествовала масляная лампа с Ганнибалом много лет, до того самого дня, когда великий полководец испытал горечь рокового поражения.

Масляные лампы были единственным источником освещения в Древнем Риме. Конечно, они были не такие как у Ганнибала. У богатых сенаторов, консулов и ростовщиков стояли на столах лампы из серебра и золота. А у знаменитого Катилины посреди комнаты стояли канделябры из бронзы в рост человека. Они напоминали дерево с несколькими ветвями, с ветвей на серебряных цепочках свешивались всё те же масляные лампы. Они давали очень много света, и богачи заставляли комнату всё новыми лампами, хвастаясь ими друг перед другом. И когда у Катилины дольше обычного задерживались гости, то под утро выходили они на улицу настоящими трубочистами: так сильно чадили лампы. Впрочем, к этому люди уже привыкли. Да и не мудрено. Ведь масляным лампам к этому времени «стукнуло» несколько тысячелетий.

Первая же лампа зажглась в жилище пещерного человека. Историки давно спорят, сколько тысяч лет назад был приручен огонь. Но сходятся на одном: очень давно.

Люди каменного века довольствовались этим до тех пор, пока не заметили одного интересного явления. В углублениях камней, где капли жира от недавно съеденного животного застыли белой корочкой, вспыхивают странные голубые огоньки, когда с горящей над ними головни падает вниз яркая искра. А однажды голубой огонёк разгорелся особенно ярко. Оказалось, что в каменную ямку попал пучок сухой травы. И не однажды загорался этот огонёк, пока в мозгу у первобытного человека не связались в одну логическую цепь каменная ямка, жир, пучок сухой травы и искра.

Так появилась первая масляная лампа.

И только изобретение свечи позволило этой «почтенной старушке» уйти на заслуженный отдых. А было это не в такое уж далёкое время.

 

 

   назад

 
Яндекс.Метрика
© Ставропольская краевая детская библиотека им.А.Е. Екимцева, 2013-2015. Все права защищены.
Использование материалов только со ссылкой на palitra.ekimovka.ru